6 главных ошибок воспитания детей

Содержание

6 главных ошибок в воспитании детей

6 главных ошибок воспитания детей

Дети с раннего возраста имеют огромные запасы креативности. Но, к сожалению, со временем эти запасы истощаются, а впоследствии и вовсе исчезают.

Задумывались ли вы над тем, почему так происходит, и что мы, как родители и наставники, делаем не так? Возможно, мы создаем для наших детей слишком много ограничений? Или наша ошибка в том, что мы ожидаем от них чего-то чрезвычайного, и когда наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся и уже не видим в них вообще ни крошки таланта?

Давайте выясним, в чем же дело, и какие ошибки семейного воспитания мы допускаем как родители. Чем способны разрушить творческий потенциал собственных детей?

Ошибка 1. Постоянное вознаграждение

Научные исследования показали, что все вознаграждения по своей сути подавляют творчество и воображение детей. Если интерес ребенка каждый раз стимулировать чем-то конкретным, то ребенок будет прилагать ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы получить обещанное вознаграждение.

Таким образом, все виды вознаграждений, например:

  • Карманные деньги,
  • Подарки,
  • Больше времени перед телевизором или за компьютером,

На самом деле срабатывают в обратном направлении, а именно — уменьшают удовольствие от творческой деятельности и приводят к неумению оценить собственные усилия и результат от работы.

То, что вы хотите достичь, — это мотивированные дети, а не такие, которые будут делать все, что вы от них ожидаете, за соответствующее вознаграждение.

Ошибка 2. Усиленный контроль и излишняя помощь

Постоянный надзор и чрезмерное участие с вашей стороны во всем, чем занимаются дети, также вредит проявлению творчества.

Если вы постоянно выполняете за них их работу, в конечном итоге они так и не научатся делать ошибки и исправлять их. Не поймут, что, в конце концов, имеют право на ошибку, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Человек, который боится ошибок, — не рискует и, соответственно, не выигрывает, предпочитает всю жизнь провести в тихом омуте. Разве такого мы хотим для своих детей?

 

Ошибка 3. Ограниченный выбор

Большинство игр проходят точно по инструкциям, что само по себе не оставляет достаточной свободы и возможностей для детей проявить собственное творчество, смекалку и в конце концов фантазию.

Наличие дополнительных вариантов в выборе является стимулом для дальнейших поисков альтернатив и развития критического мышления.

Творческие дети свободно выражают свое видение и могут предложить альтернативы для решения проблем и, очевидно, их интерес возобладает при любых обстоятельствах и при любых ограничениях.

Ошибка 4. Перенасыщенное расписание дня

  • Школа,
  • Внеклассные мероприятия,
  • Кружки.

Дети сегодня перегружены, как никогда раньше. Но мы озабочены не этим, а тем, куда бы еще записать своего ребенка, как еще уплотнить его свободное время, чтобы не было потеряно ни одной возможности и шанса. Ведь кто, как не мы, лучше знаем, что нужно нашему ребенку!

Но почему-то мы так редко советуемся с нашими малышами и не спрашиваем их самих, что на самом деле их интересует. Вместе с тем, мы не учитываем простого правила: главный стимул к поиску творчества — это скука.

Скука усиливает воображение и дает толчок фантазии, что, в свою очередь, стимулирует поиск идей и проявление творческого потенциала. Помните: в то время, когда не надо ничего делать, ум генерирует наши лучшие идеи.

 

Ошибка 5. Чрезмерные ожидания

В наших ожиданиях в отношении детей мы часто руководствуемся собственной интуицией, поэтому иногда заставляем делать то, что не поддается не только способностям ребенка, но и его возможностям.

Настаивая на чем-то и побуждая к определенным действиям, вы не достигнете желаемого результата и столкнетесь лишь с последующим нежеланием и неприятием определенного предмета, положения вещей или соответствующего занятия.

Чрезмерно высокие ожидания приводят к тщательному выполнению задач и четкому соблюдению установленных правил и принципов.

Результат? Такого рода ошибки родителей в воспитании детей отвлекают их от любого рода исследований, экспериментов и проявлений креативности. Иногда, чрезмерно амбициозные ожидания родителей выходят за пределы естественных возможностей ребенка.

Это полезно узнать:

К оглавлению ↑

Ошибка 6. Отсутствие личного примера

Самый простой способ убедить ребенка, что креативность — это не пустой звук, а то, что стоит внимания, времени и усилий, — самим стать примером для творческого подражания. Если мы лично занимаемся тем, что требует креативности, а дети тем временем могут наблюдать за нами, то это и есть идеальная возможность, которую следует использовать в полной мере.

Ну, и напоследок, если вы действительно хотите развить творческое мышление и креативность ваших детей и избежать типичных ошибок семейного воспитания, показывайте им новые интересные книжные продукты. Издания, имеющие множество замечательных рисунков и интересный познавательный смысл, прививают любовь к чтению и подталкивают к проявлению всех творческих способностей и талантов.

Источник: http://leaky.ru/6-glavnyh-oshibok-v-vospitanii-detej/

Ошибки в воспитании детей: типичные, как решить

6 главных ошибок воспитания детей

Все родители мечтают о том, чтобы вырастить из своего чада достойного человека.

Для этого они изучают большое количество литературы с одной целью – узнать, какие методы воспитания оказывают положительное влияние на малыша.

Но не всегда родители достигают намеченной цели, иногда их попытки приводят к обратному эффекту. Поэтому важно знать основные ошибки в воспитании детей, которые взрослым следует избегать.

Важность воспитания для детского сознания

Иногда родители в своем желании воспитать хорошего человека из своего ребенка допускают большое количество ошибок, из-за которых в дальнейшем страдает и сам малыш, и взрослые.

Некоторые мамы берут опыт прошлых лет, вспоминая, как их воспитывали мамы, или слушая рассказы мамы о том, как ее воспитывала бабушка. Но с каждым годом все меняется, поэтому не всегда опыт прошлых лет помогает воспитать малыша.

К тому же, ваша свекровь может говорить, что ее в детстве воспитывали по-другому, поэтому и внука надо учить иначе.

Родители должны воспитывать ребенка таким образом, чтобы малыш понимал, что от него требуют взрослые и общество. Поэтому, прежде чем приступить к воспитанию, следует четко продумать линию поведения.

Не стоит требовать от ребенка того, что он не в силах выполнить. Вряд ли месячному малышу вы сможете объяснить, что на людях кричать неприлично. А вот двухлетнего ребенка вам легче успокоить, сказав, что после прививки вы пойдете гулять в парк и кататься на аттракционах.

Воспитанием малыша должны заниматься оба родителя, вне зависимости от пола ребенка. Мама должна учить ребенка убирать свою комнату, а папа может рассказывать ему о том, как починить колесо велосипеда.

Если воспитанием ребенка будет заниматься один родитель, то в дальнейшем вы можете заметить, что ваш ребенок страдает от дефицита внимания.

Мама дает малышу ощущение спокойствия, в то время как папа учит его стойкости.

Воспитание ребенка следует начинать приблизительно с года, когда ребенок начнет уверенно ходить. Вы можете своим примером показывать ему, как следует убирать за собой игрушки. На детской площадке вы должны объяснить малышу, что не стоит драться с другими детьми, а своими игрушками стоит делиться только в том случае, когда другой ребенок дает ему свои игрушки поиграть.

Чем старше становится ребенок, тем больше родители должны уделять внимания его воспитанию. Проще всего научить малыша здороваться с взрослыми, но только с теми, с кем он знаком. А вот незнакомцев ребенку следует обходить стороной, особенно если они предлагают ему конфеты или сесть в автомобиль.

Типичные ошибки в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитании детей заключены в следующем поведении:

  1. Родители говорят ребенку, что перестанут его любить, если он не будет поступать так, как они хотят. Взрослые считают, что таким способом смогут добиться того, чтобы ребенок выполнил их пожелания. Но на деле выходит так, что кроха начинает отделяться от взрослых, меньше общаясь с ними и доверяя свои секреты. Не стоит пытаться манипулировать детской любовью ради того, чтобы получить от малыша желаемое.
  2. Взрослые разрешают ребенку делать все, что угодно, объясняя это тем, что им все равно. Таким образом, малыш начинает думать, что родителям он безразличен. Ведь они не хотят следить за его успехами, не спрашивают, чем он занимается и что его интересует. Взрослые устают от поведения своего ребенка, поэтому считают, что лучше ему разрешить делать все, что он захочет, лишь бы он заставил их в покое. В дальнейшем это приведет к тому, что ребенок начнет негативно относиться к своим родителям, а во взрослом возрасте из него может вырасти преступник. Поэтому важно знать черту дозволенного во время игр и общения с малышом.
  3. Родители говорят ребенку, что он должен поступать так, как говорят они, ведь взрослые всегда умнее детей. Ребенку надо объяснять, для чего родители так говорят. Малышу полезно знать, какие его действия и к чему могут привести. Если вы станете требовать от ребенка, чтобы он выполнял все ваши задания, то в ваше отсутствие он может заниматься противоположными делами. Попробуйте использовать метод убеждения, если хотите добиться чего-то от ребенка.
  4. Вы можете общаться со своим ребенком, но заставлять его стать лучшими с вами друзьями не стоит. У детей должен быть свой круг общения, в котором он сможет делиться своими переживаниями и проблемами. Если родители будут стараться стать ребенку лучшим другом, то дите перестанет воспринимать взрослого как авторитет. А это приводит к тому, что кроха перестает слушаться родителей.
  5. Не стоит покупать ребенку сотую игрушку, если он потребует ее. Научитесь отказывать малышу в тех желаниях, которые не первоочередные. Некоторые родители, у которых нет финансовых проблем, готовы скупить все магазины, лишь бы порадовать своего малыша. В итоге это приводит к тому, что ребенок становится капризным, если взрослые отказываются ему что-то покупать. Не стоит пытаться купить любовь малыша за деньги или игрушки. Старайтесь уделять больше внимания своему крохе, чтобы он почувствовал вашу заботу. Малышу нужны родители, а не бездушные игрушки, которые не смогут их приласкать или поговорить.

Источник: https://trimestri.ru/oshibki-v-vospitanii-detej/

6 главных ошибок воспитания детей

6 главных ошибок воспитания детей

Как-бы мы не старались воспитывать наших детей правильно и в любви, мы сталкиваемся с тем, что они на нас обижаются, кричат, ругаются. Между нами возникают конфликты и недопонимание.

Можно ли этого избежать? Есть ли какие-то ошибки в воспитании, которые могут отрицательно повлиять на всю жизнь ребенка?

Частые педагогические ошибки родителей

Что можно отнести к  ошибкам родителей в воспитании детей?

Список будет не таким коротким, как мне бы хотелось. Это:

  1. Многочисленные запреты;
  2. Физическое воздействие;
  3. Демонстративная холодность;
  4. Унижение;
  5. Избалованность;
  6. Непостоянство в воспитании.

Давайте разберем подробнее каждую из этих ошибок.

  • Многочисленные запреты грозят тем, что ребенок вырастет тревожным и неуверенным в себе.

Маленькие дети выражают огромное количество желаний и много о них говорят.

Например, они хотят конфету, но взрослые запрещают ее съесть, несмотря на то, что они в свободном доступе лежат на столе. Им становится непонятно, почему же нельзя их есть. Родителям проще отругать ребенка за съедение большого количества конфет, чем аргументировать свой запрет на них.

Если это про вас, то делайте акцент на объяснении. Важно рассказать малышу о последствиях того или иного действия, чтобы он учился задумываться над словами и адекватно воспринимать запреты.

Подробнее о том, как договориться с ребенком и научиться обходить конфликты, смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

  • До сих пор встречаются родители, считающие, что физическое воздействие оказывает воспитательное влияние на детей.

На самом деле, ремень, угол и подзатыльники зарождают в ребенке страх перед родителями и напряженную атмосферу в семье. Он может вырасти агрессивным, злым и нервным, при любой возможности показывать свою силу в драках.

Чтобы этого избежать, необходимо отказаться от такого метода воспитания.

Если вам трудно справиться со своими эмоциями, вы часто кричите или унижаете  ребенка, смотрите интернет-курс Мама, не кричи!>>>

  • Есть такие родители, которые убеждены, что чрезмерная эмоциональность во взаимоотношениях с ребенком чревата его избалованностью и демонстративно проявляют холодность.

Впадать в крайности совсем не обязательно. Ребенок нуждается в родительском тепле и деликатности, он хочет быть ближе к маме и папе, чтобы они принимали участие в его успехах и проблемах.

Особенно это касается того возраста, когда ребенок начинает ходить в детский сад или в школу. Смотрите рубрику, посвященную детскому саду>>>

Если вы слишком заняты собой или работой, то ребенку не хватает ежедневного времени проведенного с вами и контакта. Малышу приходится оставаться наедине со своими проблемами.

Это чревато тем, что отношения между вами будут становиться все хуже и прохладнее, ребенок перестанет видеть в вас авторитетное лицо, начнутся конфликты и недопонимание. Выделяйте время на общение с ребенком, создавайте общие интересы.

Подробнее о том, как оставаться важным взрослым в отношениях с ребенком, смотрите в интернет-курсе Мама – главная!>>> Данный кур о том, как сохранить свой авторитет и избежать конфликтов с ребенком.

  • Унижение – это страшная ошибка взрослых.

Ее могут допустить даже интеллигентные и опытные родители. Спровоцировать их может выпавшая чашка из рук ребенка или двойка за урок в школе.

Ребенку вешаются ярлыки «неуклюжий» или «двоечник». Если в семье довольно часто происходят такие ситуации, он теряет веру в себя, замыкается и на самом деле начинает себя считать таким, как его называют. Родителям стоит сдерживать себя от желания оскорбить ребенка. Необходимо научиться обращать внимания на его достижения и хвалить за них.

  • Если ребенок был долгожданным, с трудом зачавшийся или родившийся поздно, его награждают огромным количеством родительской любви, балуют и лелеют.

Родители, родившие ребенка в более старшем возрасте, обычно добились определенного положения в обществе, построили карьеру, добились больших результатов и готовы посвятить все время своему чаду, осуществляя все его желания. Это приводит к избалованности ребенка, он становится эгоистом.

Родителям необходимо научиться говорить «нет» по необходимости, что натолкнет малыша на размышления о том, что не всё крутится вокруг его персоны.

  • Непостоянство родителей в воспитании ребенка не лучшим образом влияет на его психику. Он будет страдать от растерянности, не зная чего можно ожидать от родителей через несколько минут, что может привести к замкнутости ребенка. Очень важно родителям научиться последовательности в своих действиях, чтобы ребенок мог предугадать их реакцию.

Ошибки воспитания в разных возрастах

С дошкольником вопросы воспитания могут стать еще острее. Ведь начиная учиться в школе, ребенок испытывает стресс.

Он попадает в новый коллектив и ему  бывает сложно установить контакты с другими детьми, учителем и привыкнуть к новому распорядку дня. Здесь родителям важно не сделать следующих ошибок:

  1. Помогать ребенку без нужды.
  2. Освобождать от домашних дел.
  3. Игнорировать жалобы ребенка на ухудшение самочувствие.

В подростковом возрасте у детей происходит интенсивный рост, изменяется гормональный фон, возникают перепады настроения. Они становятся агрессивными и импульсивными. Родителям становится сложно не сделать ошибки.

Следует стараться действовать так, чтобы слова не расходились с делом. Если отец говорит с ребенком о вреде курения, то он сам не должен курить.

Если у родителей на первом месте стоит карьера, это нарушает представления ребенка о крепкой семье и доверительных отношениях. Но и гиперопека тоже недопустима.

Исправляются ли ошибки воспитания

Иногда родители пытаются найти оправдание своим ошибкам: «весь в свекровь», «он такой ленивый» или «гиперавктивный». Но все-таки есть возможность все исправить.

В первую очередь, необходимо понять, что ошибки делают все и постараться избежать упреков между мужем и женой.

Важно начать менять ситуацию. В этом могут помочь курсы по воспитанию ребенка>>>.

Перед родителями стоит цель развития в ребенке чувства своей значимости и ответственности.

Исправить свои ошибки родителям поможет искренний интерес к жизни своего ребенка, уважение его личностного пространства, поддержка в каком-либо выборе и решении, а также свой положительный пример.

Источник: https://uroki4mam.ru/6-glavnyh-oshibok-vospitaniya-detej

10 распространенных ошибок родителей в воспитании детей

6 главных ошибок воспитания детей

Каждый ответственный родитель мечтает вырастить умного, порядочного, талантливого ребенка. Однако в столь важном процессе, как воспитание детей, многие взрослые ошибаются – применяют радикальные меры воздействия или, напротив, пускают все на самотек.

А как вы считаете, являются ли ваши воспитательные методы правильными? Предлагаем ТОП-10 распространенных родительских ошибок, которые время от времени допускают большинство мам и пап.

Психологи сделали одно интересное наблюдение – часто родители стремятся оградить своих малышей от любых жизненных невзгод.

Не испытывая разочарований, дети растут в тепличных условиях, поскольку у них нет навыков борьбы с трудностями. Тем самым взрослые оказывают ребенку медвежью услугу, хотя и считают, что поступают так исключительно в его интересах. Итак, какие еще ошибки часто совершают родители?

Ошибка № 10. Преклонение перед детьми

Многие мамы и папы пытаются быть идеальными родителями. Они удовлетворяют все капризы своего чада: понравилась новая игрушка – приобретают по первому требованию, хочется еще одну шоколадку – пожалуйста! Конечно, любому малышу такое поведение взрослых нравится, ведь весь мир вращается вокруг него.

И все же не следует преклоняться перед своим ребенком, гораздо полезнее и важнее просто любить его. Безусловно, для каждого родителя его чадо – центр Вселенной, однако сам себя он так не должен воспринимать, иначе есть риск воспитать отпетого эгоиста.

Приучайте малыша с детства, что не получать желаемое – это вполне нормально.

Очень часто от детских специалистов (психологов, учителей, воспитателей, вожатых), можно услышать, что современные родители совершенно не готовы к восприятию негативных отзывов по отношению к своим чадам. Узнав о проблемах в поведении или развитии, мамы и папы выдают неприязненную или даже агрессивную реакцию.

Конечно, правда может ранить, однако умение прислушиваться к рекомендациям специалистов зачастую помогает не выпустить ситуацию из-под контроля. Раннее вмешательство является ключевым, поскольку оно может изменить все дальнейшее развитие ребенка.

Поэтому если воспитатель говорит вам, что малыш отстает от программы или плохо себя ведет, постарайтесь сделать выводы в отношении крохи, а не педагога.

Ошибка № 8. Недостаток времени

Еще один распространенный родительский промах – нехватка свободного времени на общение с крохой.

Несмотря на широкий круг обязанностей, постоянную занятость дома и на работе, забывать о детских потребностях нельзя. Ребенок отчаянно нуждается в мамином и папином внимании.

Некоторые взрослые считают, что воспитание ребенку зачастую укладывается в несколько простых вещей: проводить его в садик или школу, купить одежду или игрушку, приготовить вкусный обед. Однако этого недостаточно, ведь каждому малышу необходимо теплое общение, ощущение, что его любят и дорожат его присутствием.

Старайтесь выкроить немного времени для совместного досуга: посмотрите мультик, погуляйте в парке. Тогда ребенок не будет ощущать себя заброшенным.

Ошибка № 7. Непоследовательность в воспитании

Иногда взрослые в силу различных причин меняют требования, разрешая сегодня то, что еще вчера было запрещено. В подобной обстановке малыши теряются и перестают ориентироваться в том, как можно себя вести, а от каких действий лучше воздержаться.

Психологи неоднократно отмечают, что требования к дошкольникам должны быть последовательными и одинаковыми у всех домочадцев. Маленькие дети легко привыкают лавировать между родителями и бабушками, отдавая предпочтение тем членам семьи, кто предоставляет им лучшие привилегии.

Если вы не хотите воспитать юного манипулятора, постарайтесь выработать единые требования.

Ошибка № 6. Обвинения и угрозы

Вспомните, как часто вы обвиняете ребенка в том, что он плохо воспитан, постоянно делает что-то неправильно? Возможно, в этот момент вы руководствуетесь благими намерениями, однако некоторые малыши очень чувствительны к обвинениям и начинают замыкаться в себе. Постоянные негативные высказывания могут значительно снизить детскую самооценку.

Угрозы и запугивания также не способны привести ни к чему хорошему.

Особенно болезненно дети воспринимают широко используемую фразу: «Я больше не буду тебя любить, потому что ты отвратительно себя ведешь!»

Подобные слова приводят к страхам, боязни одиночества, ощущению дискомфорта. Найдите другие, более гуманные способы дисциплинарного воздействия. Угрожать лишением любви нельзя!

Ошибка № 5. Множество запретов

Запреты очень полезны и крайне необходимы в воспитании ребенка, особенно если они касаются физической и психологической безопасности.

Однако их переизбыток часто приводят к обратному результату: малыши начинают лгать, пытаясь избежать строгого наказания.

Постарайтесь ввести несколько категоричных запретов, которые дети обязательно должны соблюдать. Например, это может быть требование не выбегать на дорогу, осторожно обращаться с огнем и электричеством.

Если маленький ребенок еще не поймет развернутых объяснений, то дошкольнику уже можно и нужно объяснять, из-за чего вы запрещаете то или иное действие.

Ошибка № 4. Ограничение самостоятельности

В каждом возрастном периоде (за исключением младенчества) малыши уже могут выполнять что-то самостоятельно. Конечно, границы самостоятельности условны и во многом зависят от уровня развития, особенностей характера и темперамента ребенка, но все же определенные правила существуют.

К примеру, старший дошкольник в состоянии сам обуваться и одеваться, поэтому не следует делать это за него. Пускай он потратит на 20 минут больше, чем вы, чтобы застегнуть курточку, зато он оденется САМ.

Поэтому не спешите помогать крохе, позвольте ему самому справиться с проблемой или найти выход из затруднительной ситуации. Даже ошибка – это тоже своеобразный результат, ведь, в конце концов, все мы учимся на своих неправильных поступках.

Многие взрослые мечтали в детстве стать великими музыкантами, живописцами или футболистами. Став родителями, они начинают перекладывать нереализованные фантазии на своих детей, отправляя тех в различные центры развития, кружки и секции.

Конечно, всестороннее воспитание важно для становления успешного человека. Однако не все дети ценят подобные родительские усилия. И очень часто воображаемое блестящее будущее, нарисованное в фантазии мам и пап, разбивается о нежелание малыша заниматься, например, спортом.

Вот почему необходимо учитывать не только свои предпочтения и интересы, но и детские желания. А заполняя свободное время крохи различными занятиями, не забывайте о том, что и у него есть свои личные дела.

Ошибка № 2. Переменчивое настроение

К сожалению, все мы не идеальны, и порой выпускаем пар на детей, устав от неприятностей на рабочем месте, плохих отношений с супругом.

Многие взрослые уверены, что в этом ничего ужасного нет. Ведь всегда можно загладить свою вину, купив новую игрушку.

Однако психологи уверены: для развития у детей чувства безопасности и базового доверия к окружающему миру родителям следует контролировать свои эмоции. Срывая на младших членах семьи плохое настроение, вы рискуете утратить их доверие к себе. А вернуть его очень сложно, тут не помогут и дорогие игрушки.

Ошибка № 1. Безразличие

Иногда родители не считают нужным напрягаться, спорить с ребенком, подыскивать аргументы, что-то доказывать ему. Они убеждены, что дети сами должны научиться разрешать свои проблемы. Однако не стоит путать подобную позицию с желанием воспитать самостоятельную личность – в этом случае взрослые просто хотят, чтобы их оставили в покое.

Почему мы поставили эту ошибку на первое место? Безразличие – это очень тяжелое испытание для малыша.

Почувствовав холодность и отчужденность от самых близких людей, дети начинают совершать безрассудные поступки, проверяя, насколько родители все-таки их любят. Замечательно, если ребенок всегда будет помнить, что есть такие люди, которым небезразлично, как он живет, чем занимается.

И напоследок, самым важным в воспитании ребенка является ваш личный пример. Народная мудрость гласит: «Воспитывать детей бесполезно, поскольку они всегда будут похожи на вас. Попробуйте воспитать себя». То есть невозможно требовать от малыша то, чего вы сами не в силах сделать.

Конечно, мы описали не все типичные ошибки, которые встречаются во взаимоотношениях родителей с детьми. Однако исправив вышеперечисленные затруднения, вы станете для своего чада настоящим авторитетом и увидите, как он начнет выполнять ваши предложения без капризов и истерик.

Источник: https://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/10-rasprostranennyx-oshibok-roditelej-v-vospitanii-detej

Самые типичные ошибки в воспитании детей. Исправляем ошибки

6 главных ошибок воспитания детей

29.06.2015

Родительский труд полон сомнения и ошибок, удач и неудач. К сожалению, наши благие помыслы заставляют нас совершать непоправимые, но типичные ошибки  в воспитании детей, хотя мы искренне желаем им счастья и блага.

Типичные ошибки семейного воспитания

Давайте попросту признаем, что наше поведение и отношение к собственным детям зачастую достаточно сложные, даже противоречивые.

Все родители разные, и у каждого родителя индивидуальные отношения со своим собственным чадом. Но самая главная мысль родителей – “Как сделать так, чтобы малыш был счастлив, его жизнь сложилась удачно.

” Но, к сожалению, именно наши благие помыслы заставляют нас совершать непоправимые ошибки в воспитании наших деток.

1) Ошибка первая и главная – недостаток любви

Малыш любит своих родителей не смотря ни на что. И маленький человек нуждается в ответной родительской любви — для него это необходимость. В наших силах сделать так, чтобы у ребенка всегда была уверенность в их любви и заботе. Как бы сложно ни развивались ваши взаимоотношения ребенком или между собой, ребенок должен знать – он любим.

Еще в начале прошлого века психолог и психиатр Альфред Адлер писал, что у недолюбленного ребенка на всю жизнь сохраняется стойкий комплекс неполноценности.
Дефицит родительского внимания оборачивается недостатком у детей положительных эмоций, радости.

И тогда некоторые малыши и дети младшего школьного возраста начинают тайком брать деньги, на которые покупают обычно сладости — так они “заедают” свою тревожность, пытаются себя порадовать. А повзрослевшие дети часто уходят без сожаления от родителей, разорвав все связи.

Кроме того чаще алкоголиками и наркоманами становятся люди, недополучившие в детстве любовь в семье.

2) Ошибка вторая – чрезмерная любовь

Другая сторона медали — “перекармливание” детей любовью. И это тоже серьезная ошибка! Стремясь защитить малыша от трудностей жизни, чрезмерно любящие родители склонны принимать за него все решения и опекать в каждой мелочи.

Такая непомерная забота может обойтись слишком дорого: уже повзрослевший ребенок не сможет доверять себе, своей интуиции и своим оценкам.

Он не в силах будет взять ответственность за себя — ведь в детстве о нем всегда заботились другие

.Для любого человека успешность в первую очередь означает самостоятельность. Но залюбленному родителями ребенку трудно и страшно оторваться от родительской опеки — его не учили подниматься на ноги без посторонней помощи.

Желая облегчить жизнь ребенка сверх любящие родители формируют у них зависимость от себя, лишают веры в собственные силы, необходимого жизненного опыта в достижении цели, не дают развиться чувству самоуважения, не позволяют стать хозяевами собственной жизни.

3) Ошибка третья -неограниченная свобода

Казалось бы, почти полная свобода должна радовать ребенка, по крайней мере, не может доставлять ему особенного дискомфорта. Логично, но не практично. В реальности малыш вне ограничений испытывает глубинное внутреннее беспокойство: до него никому нет дела, никому он не интересен. Вседозволенность для него равносильна равнодушию и безразличию родителей.

Ребенку просто необходимы четкие “рамки” — разумное и постоянное (подчеркнем— постоянное!) ограничение структурирует внутренний мир ребенка, создает у него ощущение определенности и предсказуемости, а значит, защищенности.

История из жизни…На психологическую консультацию пришла мама с четырехлетним сыном. Он с порога заявил психологу: “Тебя надо убить”. Эту фразу мальчик повторял постоянно. Кроме того, он расшвыривал все, что попадалось под руку, лазал по креслам и т.д.

Мама с немым обожанием наблюдала за поведением ребенка, но все-таки обозначила проблему: “Сын безобразно ведет себя почти со всеми взрослыми, даже с папой”. На самом деле проблема заключалась в том, что хотя ребенок и слышит от мамы “нельзя” и “это плохо”, но по ее глазам считывает совершенно иное, прямо противоположное.

Ведь даже четырехлетний малыш прекрасно разбирается в неречевых способах выражения чувств мамы и папы: по жестам, мимике, выражению глаз он совершенно точно определяет их истинное отношение к себе.

4) Ошибка четвертая – недостаточный авторитет родителей

Чтобы самоутвердиться, не очень уверенный в себе родитель обычно повышает на детей голос или даже применяет силу. А это еще больше подрывает его авторитет и сводит на нет все воспитательные усилия.

Другой более изощренный способ самоутверждения — за счет собственного ребенка (чаще — сына). Проявляться это может в открытых фразах, например: “Ты тупой, что ли?”, или в скрытом унижении, проявляющемся в постоянном недовольстве собственным ребенком.

Что бы тот ни сделал, родитель все равно критикует: “Что это за прыжки!”, обесценивает его усилия: “Мог бы и лучше, тоже мне!”

 Как исправить эту ситуацию?

Во-первых, нужно постараться “слезть с пьедестала”, а во-вторых, присоединиться к ребенку и сказать ему: “Знаешь, у меня тоже когда-то это не получалось, но я тогда решил, что смогу, и знаешь, что я сделал?” Эта формула подходит и для четырехлетнего ребенка, если у него не получается забросить мяч, и для семилетнего, если не выходит написать ровную строчку из букв, и для 10-летнего школяра, если над ним постоянно смеются, и для 14-летнего подростка, если он не уверен, что надо сделать, чтобы его заметила одноклассница…
Эту фразу надо произнести, пусть в вашем детстве подобных трудностей вообще не существовало. Скажите будто и у вас были проблемы, но вы с ними справились. Так вы психологически присоединитесь к сыну или дочери, а во-вторых, дадите надежду на выход из трудной ситуации, но не директивно (Ты должен сделать так), а опосредованно — через пример из своей жизни. Это, кстати, лучший способ убеждения ребенка — не категорично (Ты должен развивать у себя выносливость), а как бы вскользь, невзначай (Мне нравится, когда человек умеет себя контролировать). Ребенок наверняка услышит и запомнит ваши слова.

5) Ошибка пятая -сомнение в успешности ребенка

Неверие в собственных детей — есть не что иное, как программирование их на неуспех.Ситуация в магазине канцтоваров: мама и дочь лет шести покупают дневник для старшего брата.

Девочка: “Мама, а что такое дневник?” Мама, не задумываясь: “Это куда тебе будут двойки ставить”. — “Но у меня будут только пятерки!”—”Ну, может быть…”

Мамин посыл следующий: я – то знаю, как ты будешь учиться.

Дочка считывает его и, конечно, обижается, потому что никому не нравится, когда в него не верят.

Сомнение в способностях собственного ребенка, пусть даже скрытое, неосознанное, не может дать положительные результаты.

Когда родители говорят: “Из тебя никогда ничего не выйдет”, им кажется, что они стыдят, а значит, воспитывают ребенка. Но получается наоборот: так они лишают его перспектив, обесценивают его личность, разрушают веру в самого себя, в свои возможности, отбивают желание стать лучше.

6) Ошибка шестая – сверх ожидания

Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок воспитания в наше время. Исходя из тех же “лучших побуждений”, родители стремятся как можно раньше начать развивать детей, водят их на занятия в различные кружки, секции, курсы.

Сегодня особенно популярными стали изучение иностранных языков, плавание, какой – нибудь вид боевого искусства, рисование, модельный кружок (не путать с изготовлением моделей самолетов или кораблей, здесь готовят “в модели”).

Конечно, похвально, если ребенок в четыре года говорит несколько слов по-английски, только зачем ему это? Ведь ожидание от детей успешности продиктовано большими и часто неудовлетворенными амбициями самих родителей — таким образом, мама и папа ищут подтверждения своей личностной состоятельности.

Восхищение успехами ребенка заставляет его с малых лет “рваться вперед”, стремиться быть первым, лучшим. Ему насаждается мысль, что он обязан оправдать честолюбивые надежды родителей, даже если они не по силам крохе.

Итог, у этих детей страхи, возникает постоянная тревога за благополучие свое и близких. Такое воспитание уродует характер ребенка, угрожает невротическими срывами, обрекает на трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Бедный ребенок старательно посещает все кружки и секции, выполняя желание родителей, а в это время в его душе накапливаются различные невыраженные чувства: обида, горечь и даже злость.

Очень часто эти эмоции выплескиваются в подростковом возрасте, и тогда от выросшего сына или дочери можно услышать: “Вы никогда не понимали меня!” Для родителей такое заявление становится шоком: “Как же так? Мы все ему дали!”

Во взрослой жизни такие дети часто оказываются беспомощными, поскольку они ориентируются лишь на одобрение окружающих людей, всегда и во всем стараются казаться хорошими — они привыкли к тому, что их любят только за это.

Дети, от которых слишком многого ждут, ощущают чудовищную вину. Мало кто из них способен оправдать надежды родителей. Мамы и папы верят, что их дети способны на многое, достаточно просто протянуть руку — и они ухватят все, что есть хорошего в жизни. Но когда жизнь этого не подтверждает, она кажется несправедливой.

7) Ошибка седьмая – неумение разговаривать

Но самая, без преувеличения, распространенная ошибка встречается ежедневно, и заключается она в неумении родителей разговаривать со своими детьми.

Конечно, родители общаются с детьми, но как? Дают множество советов (А ты позвони, сходи, сделай), оценивают (Это никуда не годится, просто ужасно), выражают пренебрежение (Это все, на что ты способен?), критикуют (У тебя это никогда не получится), приклеивают ярлыки (Ты бездарь!) или эмоционально отвергают ребенка (Отстань, не подходи ко мне).

Ребенок легко считывает контекст родительских слов, и он для него однозначен: “Ты плохой” или “Ты не такой, каким я хочу тебя видеть”. В подобном ежедневном общении дети привыкают слышать упреки, обвинения, а мы потом удивляемся: почему наши дети не умеют разговаривать со взрослыми?

Вот самая обычная ситуация: ребенок не выполнил просьбу или указание родителей. Мы почти всегда начинаем выяснять причину и задаем вопрос: “Почему ты не помыл (не сходил, не позвонил, не убрал, не сделал уроки и т.д.

)?” Далее обычно следует назидательная речь о том, как это плохо не выполнять то, что обещал или был обязан сделать. Все заканчивается в лучшем случае просьбой не повторять эту оплошность в следующий раз, в худшем — ссорой или скандалом.

Такие сценарии могут повторяться в семье годами, так и не приводя к желаемому воспитательному эффекту.

Общение со своими детьми — процесс сложный, он требует специальных знаний и навыков.

Навык слушания своего ребенка — и самый важный, и самый простой: надо слушать малыша, не перебивая его, изредка вставляя “да” и “угу”, даже если вам кажется, что он говорит всякую ерунду, не стоящую внимания. Ребенку нужно, чтобы его выслушивали, особенно когда он взволнован, испуган или с ним произошло что-то неприятное. Выговариваясь, он освобождается от отрицательных эмоций, успокаивается.

Говорить с детьми можно обо всем: о семейных проблемах (не слишком вдаваясь в их подробности), о планах на выходной, о политических новостях. Главное — они должны чувствовать, что вы откровенны и доверяете им.

Гуманистическая психология утверждает, что каждый ребенок рождается на свет хорошим, гармоничным и психологически здоровым.

Каждый! Это потом у него формируются различные психологические защиты и комплексы, появляются отрицательные эмоции, которые ребенок начинает скрывать под различными “масками”.

И причина тут одна: ему не хватает любви, внимания и заботы родителей – типичные ошибки воспитания. Если он не получает всего этого в должной мере, тогда и появляется “трудный”, “несносный” характер.

Каковыми окажутся плоды воспитания, в первую очередь зависит от того, в какой среде растет ребенок, какую модель поведения не только самих родителей, но и их поведения с другими людьми он сможет перенять, насколько мама и папа учитывают его возрастные возможности, склонности и личностные особенности.

Повторим: успех воспитания основывается на любви, уважении и строгости к ребенку. Если вам удастся не переборщить ни с тем, ни со вторым, ни с третьим, то можно надеяться, что вы воспитаете замечательного человека. Теперь вы точно знаете все типичные ошибки в воспитании детей.

А еще посмотрете познавательное повествование замечательного психолого М. Торгаковой.

Источник: https://malenkiyrebenok.ru/roditel-skie-tipichny-e-oshibki-v-vospitanii-detej

7 главных ошибок в воспитании детей

6 главных ошибок воспитания детей

Роди­тели тра­тят массу сил и энер­гии на то, чтобы дать своим детям все самое луч­шее. К сожа­ле­нию, чрез­мер­ная любовь и забота о детях часто пре­пят­ствуют раз­ви­тию в них само­сто­я­тель­но­сти, ответ­ствен­но­сти и лидер­ских способностей.

Эту про­блему детально изу­чил Тим Элмор, спе­ци­а­лист по лидер­ству и автор мно­го­чис­лен­ных бест­сел­ле­ров о вос­пи­тании. Он выявил типичные ошибки родителей, которые мешают детям добиться успеха во взрослой жизни.

Мы рекомендуем всем настоящим и будущим родителям ознакомиться со статьей Элмора, чтобы не совершать подобных промахов.

1. Мы не позволяем детям испытывать риск

Мы живем в мире, в котором опасности окружают нас на каждом шагу. Понимая это, мы делаем все, чтобы защитить наших детей. Но психологи из Европы уверены: если ребёнок не играет на улице, если ему ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни он часто страдает всевозможными фобиями и комплексами.

Детям нужно несколько раз упасть, чтобы понять, что в этом нет ничего страшного. Подростку нужно поссориться и пережить горечь утраты первой любви, чтобы стать эмоционально зрелым – без этого невозможны длительные отношения. Если родители исключают все риски из жизни детей, есть высокая вероятность того, что ребёнок в будущем станет высокомерным, заносчивым и у него будет низкая самооценка.

2. Мы бросаемся на помощь слишком быстро

Современное поколение молодёжи не развило в себе определённые умения, которые ещё 30 лет назад были присущи каждому ребёнку. Мы стремимся во всём «помочь» ребёнку и окружаем его чрезмерной заботой, поэтому лишаем его необходимости самому решать проблемы и искать выход из сложных ситуаций.

Рано или поздно ребёнок привыкает к тому, что кто-то «придёт на помощь». В реальном мире такого не будет, поэтому ребёнок окажется неприспособленным ко взрослой жизни.

3. Мы восторгаемся ими слишком легко

Вопросом о повышении самооценки детей в школе задались в 1980-е годы. На большинстве соревнований начало действовать правило «каждый – победитель», «медаль – каждому участнику». Такой подход позволяет ребёнку чувствовать себя особенным, но исследования показывают, что у этого метода есть непредвиденные последствия.

Со временем ребёнок начинает замечать, что мама и папа – единственные, кто считает, что он замечательный, в то время как никто другой даже не упоминает об этом. Дети начинают сомневаться в точке зрения своих родителей.

Им, конечно, приятно, что их хвалят, но они понимают, что никакой их заслуги в этом нет. И если мы восторгаемся ими слишком легко, дети начинают жульничать, преувеличивать и обманывать, чтобы избегать сложных ситуаций.

А когда вырастают, то не способны противостоять им или справляться с ними.

4. Мы позволяем чувству вины стать на пути успеха

Ваш ребёнок не должен любить вас каждую минуту. Ребёнок сможет оправиться от разочарования, но он навряд ли оправится от избалованности. Не бойтесь говорить детям «нет» и «не сейчас» и позвольте им бороться за то, что они действительно ценят и чем дорожат.

Часто мы даём детям то, что они просят в качестве поощрения. А если в семье несколько детей, то мы считаем несправедливым обделять других.

Таким образом за заслуги одного ребёнка поощряются все – так дети привыкают к незаслуженному вознаграждению. В жизни такого не будет.

А если отношения в семье строятся только на материальном вознаграждении, дети не будут испытывать ни внутренней мотивации, ни любви.

5. Мы не делимся собственными ошибками из прошлого

Настанет день, и здоровый подросток захочет «расправить крылья» и набраться собственного опыта. Как взрослые, мы должны позволить им сделать это, но это не значит, что мы не можем помочь им немного разобраться в житейских реалиях.

Поделитесь с ними ошибками, которые вы совершили в их возрасте, но не злоупотребляйте нравоучениями – такой урок сразу же будет отвергнут подростком. Дети должны быть готовы ко встрече с реальностью и должны научиться отвечать за последствия своих решений. Поделитесь, что вы испытывали в похожих ситуациях, как их решили и что усвоили из них.

6. Мы ошибочно считаем, что интеллект или одаренность – это зрелость

Интеллект часто воспринимается как уровень зрелости ребенка, в результате чего родители полагают, что умный ребенок готов ко встрече с реальным миром. Но это, к сожалению, не так.

Только потому, что ребёнок одарен в одной сфере, не стоит полагать, что он легко справится со всеми.

Нет никакого волшебного «возраста ответственности» или точного руководства о том, когда ребенку пора предоставлять определёный уровень свободы. Но есть проверенное правило – наблюдайте за другими детьми того же возраста.

И если вы замечаете, что они уже более свободны в своём выборе и более самостоятельны, вероятно, вы сами сдерживаете уровень независимости своего ребёнка.

7. Мы сами не делаем того, чему учим детей

Ответственность каждого родителя – помочь создать модель жизни для ребёнка. Жизни, в которой он будет играть главную роль и будет брать ответственность за свои слова и действия.

Смотря правде в глаза, для начала нужно быть таким самому. Потому что ребёнок будет учиться не на ваших словах, а на ваших поступках.

Английская пословица гласит: «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя».

Источник: http://fit4brain.com/5417

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.