Истерики у ребенка в 3 года – как вести себя родителям

Содержание

Истерики у ребенка 3 лет: советы психолога

Истерики у ребенка в 3 года – как вести себя родителям

Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?

0 33 18 Октября 2019 в 06:16

Когда возникают истерики у ребенка 3 лет, советы психолога ищут многие заботливые и чуткие родители. В этой статье разберем самые острые вопросы, которые тревожат мам и пап при обращении к специалистам:

  • Почему у ребенка возникают истерики, ведь не все дети ведут себя так, если им что-то не по душе?
  • Как реагировать, как вести себя с ребенком в момент истерики?
  • Перерастет ли ребенок сам истерики трехлетнего возраста или надо что-то предпринять?
  • Что делать, чтобы истерики не закрепились и не стали привычным способом реагирования?

Истерики у ребенка 3-4 лет: возрастные особенности

Три года — особый возрастной рубеж. Это важнейшая веха в формировании психики любого малыша. Именно в этот период ребенок окончательно отделяет себя от других людей. Начинает ярко чувствовать и постепенно осознавать собственное «Я».

У него возникают естественные противоречия с внешним миром: я хочу чего-то, а мама, например, не дает. Или предлагает взамен что-то другое, а может, заставляет делать то, чего не хочется.

Не все ребята реагируют одинаково в этой ситуации. Кто-то упрямится или даже проявляет агрессию. Другой хитрит: делает вид что согласился, но может при этом тайком взять или сделать то, что нельзя. А есть дети, которые в трехлетнем возрасте реагируют бурной истерикой на возникающие противоречия с другими людьми.

В этот непростой период важно заложить ребенку способность договариваться с другими — это фундамент всей будущей социальной реализации. Иначе истерики и эмоциональный шантаж в будущем серьезно испортят жизнь уже взрослому человеку.

Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?

Почему ребенок реагирует истерикой

Малыши рождаются неодинаковыми психически — каждому задан свой набор определенных качеств, талантов и свойств. Около 5 % детей природа одарила особой широтой эмоционального диапазона. Такие дети сызмальства реагируют на разные события более бурно и ярко, чем их ровесники.

У них бывает переменчивое настроение: в одну минуту восторг сменяется надрывным плачем. А бывает, что ребенок надолго застревает в плаксивом настроении, и тогда его непросто отвлечь. Такие особенности не являются сами по себе негативными признаками — они естественны и природны для детей со зрительным вектором психики.

При правильном развитии особая эмоциональность не только ничем не угрожает ребенку, но и становится залогом его счастливой судьбы и полноценной реализации в жизни.

Ведь именно люди со зрительным вектором могут вырасти самыми душевно чуткими, отзывчивыми.

И даже выбрать для себя гуманистическую профессию, которая позволяет быть опорой больным и страдающим людям (например, специальность врача или социального работника).

Но особый эмоциональный диапазон требует правильного развития и грамотного воспитательного подхода. Раскроем глубже устройство психики такого малыша и разберемся, что ему нужно, чтобы развиваться благополучно.

Что стоит за истериками ребенка в 3 года: глубинная потребность психики

Природное желание в зрительном векторе — испытывать сильные эмоциональные переживания, чувственно проживать эту жизнь по максимуму.

Когда вы наблюдаете истерику ребенка, за ней всегда кроется бессознательная потребность эмоционировать, сильно и глубоко чувствовать. Но истерика — это также и сигнал о том, что ребенок не находит конструктивного способа, как реализовать это желание.

Поэтому он невольно пытается «раскачать» вас на эмоциональный всплеск любым доступным образом. А повод может даже не иметь особого значения.

  • Одна из возможных причин истерики — подавление эмоций ребенка в других жизненных ситуациях. Зрительникам нельзя запрещать плакать, стыдить за слезы или за другое яркое проявление чувств. Когда ребенок получает запрет на проявление эмоций, само желание к сильным переживаниям никуда не уходит, природу не переделаешь. В итоге ребенок может просто фонтаном взорваться в ситуации, где есть малейший конфликт интересов между ним и другими людьми.
  • Еще одна возможная причина проблемы — ребенок не может наполнить свою потребность в глубокой эмоциональной связи с мамой. Чувственная связь мамы с ребенком возникает, когда мать эмоционально разделяет его жизнь: восхищается его достижениями, сопереживает таким маленьким (но серьезным для него) горестям. Особенно сильная связь формируется при совместном чтении с ребенком литературы на сопереживание главным героям.

Но в современном мире часто бывает, что мама устала и измотана: после тяжелого трудового дня у нее просто нет сил на эмоции. Посреди чтения сказки она попросту засыпает. Иногда выстроить эмоциональную связь с ребенком мешают собственные тяжелые состояния, вынырнуть из которых не получается. Например, женщина тоскует и горюет после развода, испытывает хроническую депрессию и т. д.

В результате между мамой и ребенком невольно складывается эмоциональная дистанция, и малыш не получает достаточно совместных переживаний с ней. Возникает нехватка, само природное желание малыша никуда не уходит. И он «добирает» совместные переживания с мамой через истерику или скандал.

  • Еще одна, глобальная причина детских истерик — это утрата зрительным ребенком чувства защищенности и безопасности от матери. В максимальной мере это, конечно, происходит, если на малыша кричат или его физически наказывают. Существенно влияют и мамины негативные состояния: зрительные дети самые эмоционально восприимчивые, от них не скроешь своего настроения.

Сказывается и банальная нехватка сил и энергии у мамы, а также неверная (неподходящая для зрительных детей) модель воспитания. На том, как воспитывать зрительного ребенка, остановимся подробнее.

Как воспитывать малыша, склонного к истерикам

  1. Зрительного ребенка нельзя пугать, даже в шутку. Иначе огромный чувственный диапазон остается фиксирован в страхе за свою жизнь. А это, естественно, сопровождается всевозможными фобиями, страхами, паникой, а также истериками.
  2. Зрительному малышу не стоит заводить домашних питомцев.

    Иначе желание строить эмоциональные связи будет направлено не туда, куда нужно — на зверушку, а не на людей.

    Правда, большинство маленьких зрительников очень умиляются при виде милых питомцев и просят их завести для себя.

    Но родителям важно знать, что, направляя свои эмоции на животное, ребенок идет путем «наименьшего сопротивления», ведь строить связи с людьми намного сложнее. При этом душевная связь со зверушкой всегда будет за счет связей человеческих.

    То есть в компании ровесников малыш будет социализироваться хуже — будет бояться, что его обидят или ударят, болезненно переживать, когда его дразнят, будет отстраняться от компании других ребят.

    Есть и еще один риск: срок жизни питомцев, увы, недолог. Если милый зверек погиб или потерялся — зрительный малыш испытывает резкий обрыв эмоциональной связи и реагирует психологически — нешуточно горюет. Есть и физические последствия: у ребенка может существенно снижаться зрение. Так реагирует на сверхстресс самая чувствительная зона маленьких зрительников — глаза.

  3. Зрительных малышей нельзя брать на похороны. Даже если около подъезда вы столкнулись с обрядом прощания — лучше поскорее увести ребенка. Тяжелые эмоциональные состояния людей на похоронах и особый зрительный ряд (венки, гроб) надолго отпечатываются потом в психике ребенка и могут фиксировать его в страхе смерти.
  4. Нельзя читать сказки, в которых кто-то кого-то съедает. Эволюционно первый страх в зрительном векторе возникает в древние времена именно в связи с опасностью быть съеденным (хищником или каннибалом). Любые сюжеты подобного рода в сказках попадают прямиком в бессознательный страх ребенка и значительно травмируют его.

Если у ребенка 3 лет истерика: что делать в критической ситуации

Сам не осознавая, что им управляет, ребенок в момент истерики жаждет вызвать у вас эмоциональный отклик. Если этот опыт удался (вы возмутились, занервничали, расстроились) — малыш будет повторять это снова и снова. Даже если сознательно он не хочет ссориться с мамой, его бессознательное желание проживать сильные эмоции намного сильнее соображений ума.

Правильная реакция — в момент истерики не давать ребенку эмоциональной «подпитки». Но нельзя и перестараться: полное игнорирование тоже вредит малышу и никуда не годится. Лучше всего спокойно и кратко объяснить, почему его требование невыполнимо. При этом сохранять доброжелательный и теплый контакт с малышом.

Главное — ваше собственное отношение к происходящему. Ведь истерика не признак того, что ребенок плох или дурно воспитан. Он пока еще слишком мал, его психика только формируется. Истерика всего лишь промежуточная веха в развитии маленького зрительника. Его потребность в чувственных переживаниях выросла, а наполнить ее в достаточной мере он пока не способен.

На длинной дистанции нужно помочь малышу научиться наполнять свое желание к сильным переживаниям иначе. Так, чтобы это способствовало его гармоничному развитию и помогло в будущем строить счастливые отношения с людьми. Что для этого нужно?

Что делать, чтобы истерики у ребенка в 3 года и позже никогда не повторялись

  1. Вовлекайте ребенка в чтение классической литературы. Выбирайте такие произведения, которые побуждают ребенка сопереживать герою. И не пугайтесь, если ребенок после такой сказки уснул в слезах, — это не слезы истерики о себе самом, а слезы сопереживания. Это развивает чувственную сферу малыша.

  2. По мере взросления учите его переносить навык сопереживания в реальную жизнь. Покажите, что его поддержка, сочувствие и помощь могут потребоваться слабому, пожилому или больному человеку.
  3. Важно обеспечить те условия развития, которые соответствуют полному набору врожденных качеств и свойств ребенка.

    Зрительный вектор не бывает единственным в структуре психики человека.

    Например, подвижного и юркого малыша с кожно-зрительным сочетанием векторов полезно отдать в танцевальный или театральный кружок. Усидчивого и обстоятельного малыша с анально-зрительным сочетанием лучше отвести в художественную школу или на кружок декоративно-прикладного творчества.

    Музыкальная школа также необходима для чувственного развития ребенка.

    Современные городские дети наделены в среднем свойствами 3-4 векторов одновременно, поэтому родителям важно иметь собственную психологическую компетенцию. Понимать, о чем говорит то или иное поведение ребенка.

  4. Позаботьтесь о том, чтобы семья (особенно мама) стала надежным гарантом чувства защищенности и безопасности малыша. Когда у ребенка 3 лет истерики — советов психолога по воспитанию недостаточно. Секрет благополучного и счастливого развития наших детей — это хорошие отношения и психологические состояния родителей, крепкая эмоциональная связь с малышом и неугасающий интерес к нему.

Если вы чувствуете, что вам трудно обеспечить своему ребенку надлежащие условия (не хватает психологических знаний или мешают плохие состояния), то получить помощь можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Он позволяет родителям избавиться от любых психологических проблем, наладить парные отношения и выстроить оптимальную модель воспитания и обучения ребенка. И тогда любое проблемное поведение малышей уходит навсегда.

«Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку…»

Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан Читать полный текст результата

«Моя дочь периодами стала превращаться в капризного, упрямого, способного на демонстративные истерики ребенка. «Крокодиловые слезы» по нескольку раз в день.

Что делать? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы и освещает результаты привычного подхода к воспитанию.

С демонстративными капризами и истериками, случающимися, как правило, в присутствии бабушек-дедушек, продавщиц, медсестер, дворников или просто прохожих, мы тоже научились справляться…»

Альфия С., врач-психиатр, Уфа Читать полный текст результата

«У нас со старшим сыном разный векторальный набор, поэтому, естественно, я его не понимала. Уже дошло до состояния неприятия. Я начала его «ломать», чтобы «построить» себя. Он — чувственный, слабый, плаксивый, но в то же время добрый, ласковый и сострадательный мальчик. Мне всегда казалось, что он психует и плачет по мелочам.

Я ему ставила себя как пример девочки, которая никогда не плакала. Уже после первых вводных лекций я осознала эту ошибку.

Но если мой сын не такой, как я, значит, надо разобраться, какой он и как мне с ним себя вести, и вообще, чего ожидать от ребенка.

Так я стала разбираться, почему он эмоционирует, как на него влияли мои крики, насильственное кормление и ремень, к которому иногда прибегали. И как надо себя с сыном вести, чтобы он полноценно развивался…»

Источник: https://www.yburlan.ru/biblioteka/a5-isteriki-u-rebenka-3-let-sovety-psihologa

Постоянные истерики в 3 года, как укрепить свой авторитет

Истерики у ребенка в 3 года – как вести себя родителям

Рада снова вас приветствовать в моем блоге. Кто не слышал о кризисе 3 лет? Мы пережили всю палитру возможных реакций. Если вашему малышу от 2,5 до 3,5 лет, вы наверняка знаете, о чем я пишу. У ребенка постоянные истерики в 3 года могут возникать на ровном месте и по любому поводу.

Что происходит?

Каковы причины подобных детских истерик? Каждый кризис ребенка возникает на фоне некоторых возрастных новообразований. О чем это я? Например, к 3 годам кроха начинает себя ощущать самостоятельной личностью. Он, наконец, отделяет себя от матери. Понимает, что они не единое целое.

В этом возрасте формируются такие важные качества, как уверенность в себе, самооценка, лидерство, такие необходимые качества взрослому человеку.

Самое обидное, что не бывает так, что до 18 лет ребенок полностью подчиняется вам и вашим требованием, а после 18 щелчок –  и он лидер и уверенный в себе человек.

Тут нужно понимать —  кого вы хотите воспитать? Человека, который всегда будет искать и слушать командира или сильного лидера. Дальше я расскажу как реагировать на истерики.

Воспитание

Может вы замечали, когда вы организовали ребенку насыщенный день, сводили в зоопарк, на детские горки, покатались на квадроцикле, а вечером еще и в гости сходили, где было много маленьких детей, по приходу домой ребенок плачет, устраивает истерику. И вы думаете: «Ну я же сделала так много для него и такой хороший день, ну почему он так не благодарно себя ведет».

На самом деле он не со зла и не из расчета так делает, просто у малыша было слишком много впечатлений и его нервная система перевозбуждена, поэтому организм снимает напряжение слезами и криками.  Это нормально, не злитесь, не плачьте, не кричите, просто уложите ребенка отдыхать или включите спокойный любимый мультик, обнимите, поговорите о том, что вы делали днем.

Такие вечерние «сказки» о том, что было днем помогают ребенку осмыслить все произошедшее. Вы можете ему подсказать, как нужно было поступить в определенной ситуации, что нужно было сказать. Обычно перед сном ребенок охотно слушает такие сказки, потому что он уже спокоен, у него больше нет задач на сегодня.

Самое главное — вы научите ребенка анализировать свое поведение, научите выходить его из новых сложных ситуаций.  Главное,  это делать не в поучительно —  обвиняющем тоне, а сказочно, позитивно и интересно. Это своего рода терапевтическая сказка, которую так рекомендуют психологи. Подробней о терапевтических сказках

Малыш еще не знает, что такое хорошо, что плохо, что опасно, как надо поступать в какой то ситуации. В основном,  он копирует чужое поведение или мультики. Если  вы видите, что ребенок  что-то бросает, куда-то бежит, дерется, это он не сам придумал, а где-то увидел и просто повторяет.

Поэтому рекомендую оценивать мультики сначала на опасные моменты, драки, наличие сцен, которые стирают инстинкт самосохранения (кто-то прыгает со скалы и не разбивается, мамонт наступает на белку, а она встала и побежала и т.п.), а потом показывать ребенку.

Умение управлять эмоциями

У нас в  возрасте 2-3 лет были частые истерики и я бы даже назвала сына нытиком в том возрасте. Но в 3,5 года все прошло. Он стал плакать очень редко, только если сильно ударится. Поэтому нужно переждать и воспитывать ребенка, помогать разобраться в причинах, по максимуму предупреждать  истерику, учить выражать свои эмоции словами, если малыш умеет уже что-то говорить.

Как только сын научился говорить: «мама, ты меня обидела», — он перестал плакать по любому поводу.

В возрасте до 4-5 лет малыш учится контролировать свои эмоции, об этом я писала уже в статье «как не потерять авторитет при воспитании в возрасте 2-3 лет».

Поэтому нужно подходить с умом и расчетом того как ваша реакция может повлиять на его характер в будущем. Есть много взрослых, даже бабушек и дедушек, которые до сих пор не научились управлять собой.

Умение выражать свои эмоции спокойно, не носить и не копить обиду как раз и тренируется в возрасте 2-5 лет.

Как реагировать родителям на истерики ребенка 3 лет?

Как реагировать? Быть спокойной, доброй, любящей мамой! Пытаться помочь малышу успокоится, а если не можете, то лучше отойти в сторонку и подождать пока успокоится сам. И в эти моменты нужно вести себя крайне адекватно, спокойно. Орать на ребенка или применять физические наказания — это путь к потере уважения и вашего авторитета.

Ребенок очень хорошо  будет помнить критические ситуации и они будут играть большую роль в пересчете веса окружающих людей. Там все без эмоций, чистая математика. Крикнули — ваш вес упал, проявили выдержку — ваш вес поднялся.

Если вы крикнули и спасли его от опасности, это тоже запишется, крик будет ассоциироваться с опасностью и ребенок будет мгновенно реагировать на ваш крик.

 А если вы крикнули, когда ребенок наступил на мелкую лужу, потом 10 раз крикнули не ходи туда, не делай что-то по привычке, если просто разговариваете командами, неосознанно на повышенном тоне, то это все будет рассчитано и записано в голове ребенка.

В этом возрасте малыш не может выразить свое желание так, чтобы его поняли, он пока тестирует, как и что сделать, чтобы донести свое желание. Истерика может быть вызвана чем угодно.

Главное, что ребенок пытается передать информацию не совсем понятно. Никто не понимает крик, кусание. Взрослый понимает, что что-то не так, но что именно не всегда. Ребенок поймет потом, что это не работает, это запишется в мозгах.

Еще запишется то, как вели себя окружающие в эти моменты

Нельзя недооценивать маленького ребенка, нельзя недооценивать работу мозга маленького ребенка. Это сильный компьютер, он работает на повышенных парах в то время, когда тело еще не достаточно развито.

Следит за безопасностью и с недоверием всегда относится ко всем, даже к родной маме, записывает каждое ее движение. Иногда бывает, что с посторонним человеком ребенку комфортней и спокойней, чем с мамой. Потому что мама слишком много себе позволяла, пользуясь правами мамы.

А некоторые окружающие были ограничены в правах применять силу или кричать. И это помогло им не потерять вес в глазах ребенка.

Например, пришла к маме с ребенком подруга или соседка в гости . Мама во время беседы с ней неосознанно поучает ребенка, 10 раз сделала замечания, 10 раз сказала говорить тише, 10 раз не бросать игрушки, чтобы выглядеть правильной мамой, что она вроде бы воспитывает ребенка. В то время как соседка молчала или улыбалась ребенку.

Тогда ребенок начинает подходить к этой тете, что-то показывать, рассказывать, улыбаться, игнорировать маму. В следующий раз радоваться ее приходу и поощрять тетю своим вниманием, радостью, возгласами «Тетя Света пришла». Тетя Света еще и вкусненькое что-то принесла и опять уделяла внимание, хвалила.

Получается тетя заработала себе баллы, а мама наоборот понизила.

Возможные причины истерик

Не все мои знакомые переживали это страшный период в окопах. Как пройдет этот возрастной этап у вашего ребенка? Это зависит от нескольких факторов:

  • взаимоотношений в семье (спокойные или конфликтные);
  • ревность к другим детям;
  • природного темперамента крохи;
  • типа нервной системы крохи.

Думаю, не стоит говорить о том, что если в семье напряженная обстановка, частые крики и выяснения отношений – не ждите спокойствия от крохи. Он ведь берет пример с вас, родители!

Когда рождается еще один ребенок, младшая сестра или брат тоже могут усугубить кризисные проявления.  Ревность захлестнет малыша и крик тоже. В некоторых ситуациях кризисные периоды могут проявляться ночным энурезом. Если вдруг ребенок, который давно просится на горшок, начинает мочить колготки.

Ночные крики  сопровождали нас до 3 лет. Они были очень редкими, но пугали меня. Мы соблюдали режим дня, перед сном старались не перегружать ребенка. Но он просыпался с криком и истерикой ночью  все равно.

Только после определенного рубежа эта проблема нас миновала. Я напрямую связываю это с особенностями формирования нервных процессов в головном мозге.

Если малыш быстро возбуждается, достаточно мнительный и впечатлительный, подобные состояния нормальны, так как все только лишь формируется.

Что делать родителям

Как бороться с подобными проявлениями? Если у вашего крохи этот возрастной период происходит достаточно ярко, он часто закатывает публичные сцены, вы отказываетесь повиноваться – стоит прислушаться к советам психолога:

1.Как успокоить? Дышите ровно. Каждый раз, как понимаете, что кроху накрывает очередная волна протеста – наберите побольше воздуха в легкие. Сохраняйте спокойствие. И просто уведите ребенка от предмета конфликта.

К примеру, он хочет игрушку, а у вас по каким то причинам нет желания или возможности купить ее, не стойте возле нее, объясняя почему не хотите покупать, в то время как у ребенка настоящая истерика.

Отведите в другое место, чтобы ребенок понял, что нет шансов вас переубедить.

2.Не повышайте голос. Ждем, пока чадо вдоволь наорется, и спокойным тоном повторяем свое требование/объяснение/запрет. Всегда придерживайтесь одной стратегии, даже если у вас в данный момент нет времени.

3.Не запрещайте все подряд. Определите для себя: во что действительно нежелательно играть малышу и никогда нельзя трогать/говорить. Используйте правило трех раз. Вы предупреждаете о последствиях и если три раза ребенок не слушает, то последует ранее оговоренное наказание.

4.Отпускайте кроху от себя. Конечно, он еще совсем кроха, но старайтесь предоставлять ему больше свободы, поощряйте самостоятельность, советуйтесь по тем вопросам, в которых он компетентен.

5.Предлагая что-либо, старайтесь предоставить право, так называемого, мнимого выбора. Только не спрашивайте его мнения, если заранее у вас есть четкая программа. Например, если вам нужно отвезти ребенка на день к бабушке.

Не нужно спрашивать его мнения: хочет ли он к бабушке, лучше спросите: какие игрушки он возьмет, ту или другую и предоставьте полное право выбора.

Так вы покажете ребенку, что вам важно его мнение и сможете выстроить доверительные отношения с ребенком.

6.Ограждаем от негатива. Не ссорьтесь при своем чаде. Ему совершенно не нужно знать о ваших семейных противоречиях.

7.Дозируем впечатления. Старайтесь не перегружать малыша новыми событиями, развлечениями. Выдавайте нагрузку дозировано.

Несложные правила помогут вам, как помогли нам.

Что  делать если истерика в магазине

Прекратитьприступы истерических манипуляций можно, лишь сохраняя выдержку и спокойствие.

Если ребенок привык просить в магазине сладости, и вы ему их покупаете, ссылаясь на то, что не можете терпеть крик – наберитесь смелости и терпения. Откажите и будьте устойчивы в своих убеждениях.

Выйдите из магазина. Поверьте, совсем скоро эта проблема перестанет вас беспокоить.

У меня если личное открытие, я его называю правилом 3 дней. Если этот промежуток времени твердо стоять на своем, на 4 день кроха попросту забывает требовать. Родители, хорошая новость – всего 3 дня! Это личное наблюдение, которое подтверждено и на моих знакомых. Продержаться всего 3 суток. Это не так много?

Напоследок

В конфликтных ситуациях чаще вспоминайте о том, что вы взрослый, а не ваше чадо. Именно вы должны уметь держать себя в руках, контролировать свои эмоции, а не маленький малыш, который только открывает для себя огромный мир чувств.

Все проходит и это пройдет. В трудные моменты, чтобы успокоиться самому и не выйти из себя  прочитайте молитву, или используйте дыхательные техники. Учитесь вместе с малышом управлять собой.

Всем тихих ночей и мирных дней, пока! Не забудьте поделиться ссылкой со своими друзьями.

Источник: https://daynotes.ru/u_rebenka_postoyannye_isteriki_3_goda/

Истерики у ребенка 3-5 лет – советы психолога, что делать родителям? – Солнечный Город

Истерики у ребенка в 3 года – как вести себя родителям

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он сталкивается с истерикой своего ребенка. Предвидеть, когда это произойдет, невозможно. Этот момент неприятный и даже сложный, поскольку истерика у малыша может случиться в любое время, в любом месте и в любую погоду. Мало кто знает, что нужно говорить ребенку, чтобы он успокоился.

На самом деле истерика – это естественный этап развития ребенка. Многие малыши проходят его в раннем возрасте. Такой вид поведения (крик, слезы, падение, катание по полу) в психологии делится на два понятия: истерика и каприз.

Истерика – это сильное состояние, когда ребенок не может самостоятельно совладать со своими эмоциями и нуждается в помощи.

Каприз – это осознанное действие ребенка, которое направленно на получение желаемого. К примеру, плач и крик в магазине из-за некупленной игрушки.

Признаки истерического припадка

Истерию в давние времена врачеватели называли «великой симулянткой», так как под этим состоянием может скрываться множество заболеваний, требующих дифференцированной диагностики. К ним относятся:

  • Неустойчивость настроения – смех сменяется плачем и наоборот.
  • Демонстративное поведение с психоэмоциональным взрывом.
  • Шаткая походка, невозможность передвигаться самостоятельно, функциональные параличи и парезы.
  • Жалобы на недостаток воздуха, перебои в работе сердца.
  • Сжимающая головная боль.
  • Игра на публику и ребячливое нелепое поведение.
  • Нарушение восприятия окружающего мира.
  • Чувство комка в горле.

Нередко под истерией скрываются заболевания, которые специалисты пытаются неэффективно лечить стандартными методами.

Причины истерики у детей от 1 до 6 лет

Причин, когда ребенок устраивает истерики в возрасте от 1 до 6 лет, может быть множество:

  • Подражание кому-либо (друзья в детском саду, значимый взрослый и пр.).
  • Проявление возрастных особенностей (от одного года до трех лет).
  • Ребенок недосыпает положенные ему часы, сильно утомлен и усталость выливается на окружающих приступами истерик.
  • Сложные отношения между домочадцами – таким образом ребенок транслирует состояние взрослых.
  • Особенности нервной системы. Кто-то от природы чрезвычайно возбудим, а кто-то более спокоен. У малышей эти проявления выражены намного ярче, так как что в силу возраста им сложно управлять собой.

Нередко ребенок закатывает истерики, когда хочет привлечь к себе внимание, а получив его, успокаивается.

Как предотвратить истерику у ребенка?

По мнению психологов, нет ни одного способа устранить истерику, однако есть много приемов, с помощью которых можно помочь малышу, и задача родителей найти те приемы, которые подходят их ребенку.

Способы предотвратить истерику:

  • Отвлечь малыша. Прежде чем истерики у ребенка 3 лет набрали обороты, стоит попытаться переключить его внимание на какой-то интересный объект: игрушку, пейзаж, книжку и т.д. Это поможет ребенку переключать свою энергию на другие объекты. Если истерика уже началась, то этот способ вряд ли поможет.
  • Хороший отдых – это верный метод в борьбе с истериками. Если истерики у ребенка 4 лет случаются не часто, стоит удостовериться, что он достаточно отдыхает. Даже незначительное недосыпание и переутомление может стать причиной истерик и капризов.
  • Попробовать пошутить. Если истерика только на подходе, можно попытаться разрядить ситуацию юмором. Однако во всем должна быть мера: ребенок должен понимать, что вы шутите, а не высмеиваете его.
  • Игнорировать требования. Истерики в общественных местах заставляют некоторых родителей идти на поводу у малыша и давать ему то, что он требует. Однако этот способ – не самый лучший. Ребенок может повторить истерику, понимая, что ему уступят, и он получит желаемое.
  • Способ «покидаем место происшествия». Удалить ребенка из помещения, где случилась истерика, в другую комнату и сказать, что он может войти после того, как успокоится. Это поможет малышу контролировать свои эмоции и самостоятельно справляться с ними.
  • Обсудить истерику. Если истерики у ребенка 5 лет, то после того, как он успокоился, поговорить с ним о том, что стало причиной его расстройства. Однако не следует заострять внимание на его действия во время гнева. Вместо этого, малыша нужно обнять и рассказать, как сильно вы его любите. Это поможет ему понять, что его поведение плохо действует на окружающих.

Используя эти методы, можно переключать внимание ребенка на другие предметы и действия и как результат, избежать истерик.

Как взрослым реагировать на истерику?

Вне зависимости от того, истерика у ребенка или каприз, необходимо выполнять определенные действия для того, чтобы нормализовать ситуацию:

  • Прежде всего, сохранять внутреннее спокойствие. Это достаточно сложно, особенно если такая ситуация происходит в общественном месте.
  • Что делать если началась истерика у ребенка 3 лет – он бьется в истерике (кричит, плачет)? НЕ нужно с ним разговаривать, поскольку он этого просто не услышит. Нужно подождать, пока он немного успокоится, а потом уже донести информацию.
  • Нужно находиться рядом с малышом в тот момент, когда у него истерика. Чтобы его успокоить, можно просто присесть рядом, погладить и обнять ребенка. Малыш должен почувствовать, что эти чувства от чистого сердца.
  • Говорить с ребенком нужно тихим, спокойным и уверенным тоном. Многие родители делают ошибку, когда говорят со своими детьми неуверенным голосом, а это значить, что можно поставить свои условия.
  • Разговаривая с ребенком нужно обязательно держать контакт глаз. Это поможет ему успокоиться.
  • Если истерика у ребенка 4 года – нужно постараться остаться с малышом наедине. Мнение близких людей должно быть для ребенка главным.
  • Переключайте внимание. Любой родитель всегда предвидит начало истерики. И его основная задача – успеть переключить внимание малыша на что-то другое.
  • Если процесс возбуждения настолько силен, что переходит в крайние формы, нужно отойти с ребенком в тихое место, обнять, взять на руки и рассказывать ему о своих чувствах к нему. Когда истерика случилась в душном помещении, тогда лучше выйти на улицу.

Все эти действия помогут малышу почувствовать любовь родителей, и он успокоится.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка?

Независимо от того, по какой причине случилась истерика, нельзя:

  • Кричать на ребенка.
  • Ни в коем случае отталкивать от себя или бить.
  • Оставлять одного.
  • Пугать малыша (говорить, что позовете «Бабая», Бабу-ягу и т.д.).

Сохраняйте внутреннее спокойствие и уверенность в своих действиях и тогда такие неприятные моменты будут проходить для ребенка легче.

Как бороться с истерикой?

Истерики у ребенка 5 лет, причины могут быть разные, но если такое случилось:

  • Не оставляйте малыша одного в момент истерики. Многие родители советуют друг другу оставить ребенка в покое, пусть покричит и успокоится. Этого делать нельзя! В таком эмоциональном состоянии нельзя ребенка оставлять одного. В момент истерики  может даже произойти остановка дыхания.
  • Не доводите ребенка до крайнего состояния, когда он станет неуправляемым. Если вы видите, что малыш на грани, нужно подойти к нему, взять на руки и постараться переключить его внимание.
  • Нужно стараться слышать своего ребенка и понимать взаимосвязь события и такой бурной реакции на него. Нередко проблема настолько проста, что каприза или истерики могло и не быть. Родители должны быть наблюдательны к тому, что малыш им пытается донести.

Как быстро остановить истерику

Истерики у ребенка 5 лет – советы, как ее унять:

  • Отложить плач на «попозже». Прервать плач малыша, сказав, что сейчас вы собирались поиграть, а он об этом забыл и поэтому слезы нужно отложить. То есть, объяснить ребенку, что потом он может плакать, сколько хочет, а сейчас лучше поиграть. «Потом» у детей, как правило, не наступает.
  • Переключить внимание ребенка. Родители, должны фантазировать: в кустах спрятался котик, бабочка красивая пролетела, собачка несет косточку и т.д. Срабатывает в 90% случаев.
  • Выбрать объект для выхода негативных эмоций. Это может быть все, что угодно: диванная подушка, мяч и пр. Игрушки, которые ассоциируются с живыми существами (зайцы, куклы, собаки) лучше не использовать.
  • Сочувствие. Показать ребенку насколько сильно вы понимаете его чувства, обязательно проговорить это. К примеру: «Я вижу, как ты расстроен, что я тебе не купила игрушку. Злишься, плачешь, обижаешься». Когда ребенок видит, что близкие люди понимают причину его слез, то плакать уже не хочется.
  • Обязательно играть с детьми. Не стоит забывать, что перед вами – малыш, который верит в чудеса, Бабу Ягу, фей. Сочинить на ходу сценарий, который можно будет проигрывать, когда малыш начнет плакать. «Слезы складывайте в мешочек, сушите феном, выбрасывайте в окно». Любую истерику ребенка можно превращать в игру.
  • Обнимайтесь. Именно тактильный контакт часто работает лучше всего. Нужно подойти к малышу, обнять и сказать, как сильно вы его любите. Ничто так не осушает слезы, как тепло и забота мамы.
  • Придумайте таблетки/витамины от плохого настроения и детских слез. Сладкая аскорбинка – хороший антидепрессант. Сложите «успокоительное» в коробочку и угощайте ребенка каждый раз, когда он захочет покапризничать.

Что делать после истерики?

Лучше общаться с малышом на уровне его глаз, для этого нужно присесть и вести разговор «на равных». Голос должен быть спокойным, но в тоже время твердым и уверенным.

Избегать выражений «Не смей» или «Ты не должен»: таким тоном нельзя ребенку объяснить, почему он не должен себя так вести. Нужно свои требования выражать в форме просьбы: «Я бы очень не хотела, чтобы ты так делал» или «Я так расстраиваюсь вместе с тобой, что тоже сейчас заплачу».

Чаще всего истерика вызвана тем, что малыш не получил желаемого. Поэтому уже с раннего возраста нужно пробовать договариваться со своими детьми. Например: «Ты обязательно пойдешь погулять, но сначала игрушки положи на свои места», «Ты получишь очень вкусный десерт, но сначала нужно пообедать».

В каких случаях нужно обращаться к психологу?

Если у ребенка 5 лет случаются частые истерики, то стоит обратиться к детскому психологу. Грамотный специалист поможет разобраться в причинах такого поведения. Возможно, за этим стоит какое-то заболевание, а истерика лишь часть его проявления.

Если истерики и капризы у ребенка возникают довольно часто, это может быть следствием болезни нервной системы, поэтому ребенка нужно показать врачу невропатологу.

Если малыш здоров и истерики при одном из родителей малыш себе не позволяет, то проблема, вероятнее всего, в семейных отношениях, т.е. в реакциях мамы/папы на его поведение.

Регулярные истерики и капризы негативно сказываются на здоровье ребенка: порождают стойкие психопатические наклонности, приводят к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику.

Такому типу поведения соответствует не самая лучшая клиническая картина – требовательность, подозрительность, нетерпимость к мнению окружающих, нетерпеливость, мстительность, гневливость, обидчивость, неадекватность эмоциональных реакций.

Источник: https://Sunny-town.org/info/isteriki-u-rebenka-3-5-let.html

Детская истерика: 13 советов, как вести себя с ребенком

Истерики у ребенка в 3 года – как вести себя родителям

Если «сцена» только начинается, то существует очень эффективный способ защиты – отвлечь ребенка

Говорите все, что придет вам в голову, но с такой уверенностью, чтобы это произвело впечатление сюрприза: «Ой какая пчелка!…» или «Посмотри, вон побежал мальчик…Куда он бежит так быстро?»

Если ваша хитрость удается, то гнев ребенка растает по мановению волшебной палочки. Он глазами будет искать пчелу, мальчика и т.д. Дальше вам надо будет закрепить свой успех: «Пчела улетела.

А ты знаешь, когда пчелы кусают, они оставляют в коже маленькую иголочку» или «Мальчика не видно, наверное, он вошел в тот дом».

Главное, чтобы ребенок забыл свой гнев, то есть вы прибегли к отвлекающему маневру.

Многие были свидетелями различных «сцен» и детских истерик в общественных местах, на детских площадках и т.д.  Не всегда виновником своей же истерики является ребенок.

Возможно, причиной подобного поведения стало какое-то предшествовавшее истерике событие – плохое самочувствие с первыми признаками болезни, подавленное состояние из-за агрессии сверстников, плохое настроение близких, перевозбуждённость и т.д.

Чтобы быть готовой к подобным «сценам», маме следует запомнить следующие принципы:

1. Малейшая ваша нервозность заразительна для ребенка. Если мама в плохом настроении, часто «на нервах», ребенок это видит и может спроектировать нервозность и устроить «сцену», показывая тем самым, что дело в самом родителе.

2. Недовольство ребенком может обострить ситуацию. Вы нахмурили брови, потому что малыш не слушается. В результате он может стать еще более дерзким. Вы поругаете его – он вспылит. Вы в свою очередь тоже повысили тон, тогда он может закричать. А если вы закричите, то он начнет горланить. Не создавайте такую цепную реакцию.

Возможно, вы скажете: «Значит, ему можно все позволять, никогда не ругать, никогда не наказывать?» Это не так. Советуем четко и кратко сказать все малышу в спокойном тоне, а потом поговорить с ним о чем-либо, чтобы долго не таить в себе недовольство ребенком.

3. Молчание обладает успокаивающим свойством. Рассерженный ребенок не будет долго кричать, ели ему ничего не отвечают.

Еще один совет: не пытайтесь образумить рассерженного ребенка. Этим его не проймешь. Наоборот, более подходящие «лекарства» от этого состояния: удивление, молчание, свежая вода.

4. Шантаж – опасный метод воспитания. «Мне грустно, потому что ты не слушаешься», «Ты хочешь, чтобы я умерла?», «Если ты еще раз испачкаешь штанишки, я не буду тебя любить»

Родители, прибегающие к шантажу, не думают о том, что таким методом ставят ребенка перед выбором: верить или не верить. Если он поверит, то придет в ужас от того, что может потерять маму. Либо он не придаст этим словам даже малейшего значения, что еще хуже.

5. Воспитание отрицанием. «Не трогай..Не делай этого..Ты плохо себя ведешь…» Некоторые родители воспитывают своих детей способом « от обратного», считая ребенка существом, которое делает все наоборот. Поэтому вместо вразумительного объяснения такие родители заставляют малыша делать обратное тому, что он делал.

Вместо этого можно придерживаться позитивного метода. Например, вместо резких отрицаний говорить: «Держи ложку вот так…Сиди вот так..» Это будет более логично и эффективно, и не вызовет в дальнейшем у ребенка аллергии на частицу «не»

Психолог Анна Быкова делит любой громкий детский плач  «хочу!» или «не хочу!» на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребёнком своего желания.

«Если ребёнок точно знает, чего он хочет и плачем добивается, чтобы ему это предоставили – это требование.

Если ребёнок точно знает, чего он не хочет – это протест.

Если ребёнок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто всё раздражает – это капризы.

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент.

Надо постараться успокоить себя, успокоить ребёнка, накормить, спать положить – что там по ситуации. Можно придумать свой ритуал «Давай прогоним капризку».

Приемы предупреждения истерики типа «Хочу то, чего нельзя», то есть истерика-требование

Приём «с глаз долой»
Убираем с глаз ребёнка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребёнок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Приём «Переключение внимания»
Показываем ребёнку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность.

У меня на этот случай всегда с собой были мыльные пузыри или шарик, который можно экстренно начать надувать, мелкие дешёвые заводные игрушки. Чем меньше ребёнок, тем действеннее приём.

Внимание с возрастом становится всё более устойчивым, соответственно, переключать всё сложнее.

Приём «Разрешаем, но бдим»
Ножницы – опасная игрушка для малыша, но если очень хочется, можно потрогать под бдительным присмотром мамы. Слишком много запретов нервирует ребенка и ограничивает его развитие.

Должен быть баланс между количеством «можно» и «нельзя», которые слышит ребёнок за день.

Подумайте, чем вызвано ваше очередное «нельзя»? Тревогой за безопасность ребёнка или нежеланием заполучить дополнительные заботы в виде уборки?

Приём «Условное соглашение»
Формула приёма «Конечно, только потом» или «Да, но…»: «Конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть».

Приём «Предварительный договор»
Будет работать только при неукоснительном соблюдении. Стоит один раз пойти на поводу у ребёнка и отменить договор, и дальнейшее использование приёма невозможно.

С трёхлеткой уже можно договориться заранее, что мы не будем заходить в магазин, потому что торопимся домой (смотреть мультик, встречать папу, играть в интересную игру).

Или так: «Если ты хочешь, мы зайдём в магазин игрушек, но только посмотрим, а покупать ничего не будем».

Приёмы предупреждения истерики-протеста:

Приём «Перетаскивание»
Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чудеса фантазии приходится проявлять, когда дети не хотят уходить домой из садика.

Тут разрешается взять садичную игрушку в гости, познакомить со своими игрушками. Чтобы прервать игру для приёма пищи, предлагаем ребёнку накормить игрушку.

Чтобы накормить юного строителя нужно вместо «Оставь кубики, пошли есть суп», объявить, что у бригады строителей обеденный перерыв.

Приём «Предупреждение»
Мгновенно прекратить игру бывает сложно. Ребёнка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Оговорить с ребёнком условие, после которого деятельность поменяется. «Ещё один мультик и купаться», «Ещё два раза скатишься с горки и домой!» (мой сынуля обычно торговался до пяти).

Приём «Альтернативный вопрос»
Предлагаем альтернативу, суть которой в том, что ребёнок всё равно сделает по-нашему. «Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?» Приём работает недолго. От того возраста, как ребёнок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта.

Приём «Ритуал»
Дети любят стабильность и постоянство, это их успокаивает. Поэтому придумывайте свой ритуал отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике.

Если истерика всё-таки началась, то алгоритм действий может быть следующий:

– Уговоры, убеждения.

– Переключения внимания.
Ритуал успокаивания.
Как правило, со временем в каждой семье вырабатывается свой ритуал успокаивания. Это может быть один и тот же стишок, сказка или игра. Например, мама дует, чтобы высушить слёзки. Или даём ребёнку попить волшебной водички, которая успокаивает.

Игнорирование.


Если все остальные методы уже испробованы и нет угрозы здоровью (эпилептический припадок, астматический приступ), можно оставить ребёнка поплакать в одиночестве или просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не ругать, не запирать ребёнка, а спокойно озвучить вывод: «Наверное, тебе просто хочется сейчас поплакать… Когда плакать надоест, мы с тобой (предложить что-то интересное)».

Когда плакать не для кого, то плакать скучно.
Тем более, когда становится понятно, что слезами не удаётся достичь результата. Тут либо ребёнок сам успокоится, либо вы повторите попытку успокоить ребёнка через некоторое время.

Три, пять или десять минут – в зависимости от возраста ребёнка. Можно дружелюбно спросить: «Ну что? Тебе уже надоело плакать?» Обнять, приласкать, предложить что-то интересное. Ребёнок, как правило, уже сам устал плакать и стал более сговорчив.

Если истерика случилась в общественном месте, самое главное – сохраняйте спокойствие сами.
Если есть возможность, выведите (вынесите) ребёнка подальше от скопления людей, чтобы избежать их нежелательного вмешательства.

И сохраняйте спокойствие. Спокойно переждать, не идя на поводу ребёнка, не вовлекаясь в негативные эмоциональные переживания – это лучшее, что может сделать мама в этой ситуации.

Потому что успокоить ребёнка может только спокойная мама»

Источник: http://mama-likes.ru/advices/kak-izbezhat-detskih-scen.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.