Как развить самостоятельность у ребенка?

Содержание

Воспитание самостоятельности у детей. Как развить самостоятельность

Как развить самостоятельность у ребенка?
4004 (28 за неделю) / 07.12.15 10:39 /

 «Сам!» – отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок.

Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни.

Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи».

Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц – только бы учился! – где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу».

Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий.

«Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? – вздыхают измученные родители на приемах у психологов. – А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности. 

На блюдечке с каемочкой

Для начала – небольшой сравнительный тест.

Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» – возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе.

Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи: навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, – резюмирует Елена Станиславовна.

Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента.

Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг».

Художественно эстетическая деятельность дошкольников

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн …

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается – и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, – а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой».

Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть».

Помним, что сейчас основной стимул малыша – одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я».

Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему – впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, – инструктирует психолог.

– Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, – уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых.

И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д.

Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он – член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина. 

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников – помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада – весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности.

Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно.

Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

3 Как воспитать в ребенке честность и правдивость?

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а …

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая – это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное – не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция – когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат. Подростки стремятся к первому, но избегают второго.

Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения.

Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь.

Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперопека. «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок – прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку – ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий – а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие. «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», – решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением.

Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно.

Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost/

Развитие самостоятельности у ребенка

Как развить самостоятельность у ребенка?

Развитие самостоятельности у ребенка – это одна из первостепенных целей любого родителя. Самостоятельность – ключ к успешности вашего чада, она делает вашего ребенка удачливым, а это залог вашего душевного спокойствия в будущем. Кроме того, самостоятельность ребенка позволяет родителям не становиться вечными донорами, спонсорами для своих отпрысков.

Что же такое самостоятельность ребенка? Под самостоятельностью я понимаю следующие два пункта:

1. Собственная инициатива в принятии решения, что и как делать, а также выполнение дел без посторонней помощи.

2. Полная ответственность за принятые (ребенком) решения, действия и поступки.

Другими словами, самостоятельный ребенок совершает какие-либо действия осознанно, по собственной инициативе. Например, берет книгу и садится читать, собирается и одевается без посторонней помощи и без уговаривания и др.

Если ваш сын или дочь школьники, то самостоятельность в данном случае можно понимать как некоторую автономность. Например, завтра у вашего чада экзамен по математике или физике, при этом ребенок сам готовится к занятиям, ложится спать пораньше и даже отказывается от каких-либо увеселительных мероприятий в пользу важного события.

Особенности развития самостоятельности

Перед любым родителем, рано или поздно, встает вопрос: как развить самостоятельность у ребенка? Казалось бы, все просто – пнул его, он и стал самостоятельным. Но! В любом деле, в том числе в деле образования, есть особенности, которые необходимо знать:

1. Ребенок может неверно рассчитать силы. Дети, в силу неопытности в житейских вопросах, зачастую не могут реально оценить свои силы для выполнения задачи. Родители в таких случаях должны, с учетом своего жизненного опыта, проконтролировать ситуацию, и либо дать ребенку разрешение на выполнение данного дела, либо, объяснить почему данная инициатива сейчас не уместна.

2. Инициатива приходит и уходит. Другими словами, если ребенок, что-либо, когда-либо, сделал по собственной инициативе, то это не повод думать, что он будет проявлять эту инициативу дальше.

Тут родителям надо принять решение, необходимо ли, чтобы ребенок все время действовал самостоятельно? Если да, то надо «вложить в голову» ребенка мысль, что данное дело теперь всегда будет выполняться им без посторонней помощи, даже если ему это неприятно. Один раз справился – справишься в другой.

3. Сегодня «Добро», завтра «Отказ». Это происходит сплошь и рядом. Сегодня родители разрешили ребенку сделать что-либо, а на завтра отказали.

Нет у родителей последовательности в решениях, что делать? Надо научиться самим быть последовательными: если ребенок может делать что-то сам, и он проявляет инициативу, но делает пока некачественно – просто требуйте улучшения качества! Ни в коем случае не переделывайте за него его работу! Если что-то было разрешено или запрещено, то это не должно отменяться просто так.

Приведенные выше особенности дают родителям понять, что с течением времени они должны превращаться из безусловных командиров и тиранов, в помощников и союзников детей. Надо просто твердо решить для себя, в какой мере вы будете делегировать ваши полномочия своему отпрыску.

Участие родителей в процессе развития самостоятельности

Если представить уровень участия родителей в жизни ребенка в виде линейной шкалы от 0 до 100, то в области 0 будет нулевое участие (решения исходят от ребенка), в области 100 будет гиперопека (мамки и няньки не дают и шагу ступить самостоятельно), но может быть и «золотая середина».

Памятка родителю

• Не подавляйте инициативу у ребенка.

• Не высмеивайте его идеи и фантазии.

• Не стремитесь предотвращать или исправлять ошибки. Пусть ребенок сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение.

• Прививайте ребенку мысль о том, что его мнение важно, и он должен уметь отстаивать его.

• Давайте возможность для самостоятельной деятельности.

• Спрашивайте мнение ребенка как можно чаще: что он считает важным и почему.

• Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Нулевое участие

При нулевом участии в жизни ребенка, родители принимают на себя роль посторонних наблюдателей – бросили в воду и смотрят, выплывет или нет. Это плохой сценарий для развития событий.

Я лично его не одобряю, знаю, что это такое на своем опыте. Сейчас не то время для таких экспериментов. Ребенок нуждается в грамотном руководстве.

Вас ведь на вашем предприятии не бросают на произвол судьбы? У вас есть руководитель – он решает чему быть, а чему не быть. Почему надо делать иначе?

Родители, которые заняли позицию нулевого участия должны помнить следующие моменты:
  1. Результат можно требовать только после соответствующего обучения и тренировки. А обучение и тренировка – это первостепенная задача родителей.
  2. Ответственность должна передаваться ребенку постепенно.
  3. Необходима эмоциональная поддержка и участие. Ребенок должен знать, что вам небезразличны его действия и поступки.

Гиперопека

Родители, которые выбрали для себя вариант гиперопеки, по моему мнению совершают большую глупость. Во-первых, они излишне усложняют жизнь себе. Во-вторых, портят жизнь детям.

https://www.youtube.com/watch?v=tflwbHpGB70

Занимаясь излишней гиперопекой, такие родители прикрывают свой страх потери контроля над ребенком, боязнь пустоты и одиночества. Любовью в таких случаях даже не пахнет.

Любящие родители не станут выращивать ребенка, который не может принять собственное решение, не может (или боится) проявить инициативу, не имеет лидерских качеств и задатков.

Излишняя опека может привести к следующим отрицательным последствиям:

  1. У ребенка вырабатывается привычка, что ему не надо думать и решать проблему самостоятельно.
  2. Ребенок привыкает не отвечать за свои поступки и за результаты своих поступков.
  3. Родители несут излишнюю родительскую ответственность, а также ответственность за действия своего ребенка, которую он должен нести самостоятельно. Другими словами, от гиперопеки плохо всем.

Правила «золотой середины»

1. Не вмешивайтесь, если ребенок занят делом и не просит о помощи!

Даже если вы видите, что ребенок не справляется со своим делом, обсуждение недостатков и «разбор полетов» надо отложить до конца занятия.

2. Если ребенку трудно и он просит вас о помощи и готов ее принять, помогите ему (когда предлагаете свою помощь, начните ее со слов «Давай вместе…».

В любом случае деятельность должна быть совместная. У вас должна быть роль тренера, а не младшего подмастерья. Грамотно помогая ребенку, вы, в будущем, расширяете зону дел, с которыми он в будущем справиться самостоятельно. Кроме того, при вашем участии ребенок затратит меньше времени на освоение нового навыка.

Применяя Правило №2, следует иметь в виду, что помощь родителей не должна иметь вид полного отстранения от начатого дела. Кроме того, если ребенок просит вас о помощи, надо оценить ситуацию: действительно ли ваша помощь необходима.

3. Предлагая помощь, будьте ласковы и терпимы, следите, каким тоном вы разговариваете с ребенком и какое у него настроение.

Не следует сводить помощь и участие к руководящим указаниям и критическим замечаниям, обидным для ребенка высказываниям, таким как: «Не так!», «Не здесь!», «Не видишь, что ли?», «У тебя что, руки не из того места растут?!». При таком подходе ребенку вряд ли захочется довести начатое дело до конца.

Недоброжелательный тон и критика, а также постоянные указания совершенно неприемлемы в совместных занятиях. Как только родители встают на пьедестал и оттуда руководят действиями ребенка, работа прекращается.

Начинаются препирательства – ребенок протестует и сопротивляется. Эффект будет обратный ожидаемому.

А между тем, а волне увлечения ребенка каким-либо делом можно передать ему множество полезных знаний, показать свой взгляд на вещи и обратить внимание на нюансы, которые ему еще неизвестны.

4. Передавайте «бразды правления» постепенно.

Процесс освоения любого дела проходит постепенно. Человек плавно переходит от неумелого новичка до мастера. Поэтому надо уметь поймать момент и «уйти в тень», оставив ребенка один на один с делом.

Как этот момент вычислить? Очень просто. Как только ребенок выходи на этап «Уверенный пользователь» надо передать ему «бразды правления». Он готов к самостоятельному выполнению порученного задания.

Далее вы не должны без крайней необходимости вмешиваться в рабочий процесс.

Рекомендуется выполнить следующие задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1

1. Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться сам, без вашей помощи.

2. Когда ребенок выполняет дело из списка, постарайтесь не вмешиваться. По завершении одобрите его старания, несмотря на результат.

3. Запомните ошибки, которые допустил ребенок при выполнении заданий. Спустя некоторое время, в спокойной обстановке и спокойным тоном расскажите ребенку, что, на ваш взгляд помешало ему справиться с заданием и обсудите возможные варианты решения.

Задание 2

1. Подумайте, что не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему справиться с этим делом совместно, начав словами: «Давай вместе!». Посмотрите на реакцию: если ребенок проявит готовность, приступайте к сотрудничеству. Внимательно следите за тем, когда можно передать бразды правления ребенку.

2. Выберите несколько новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок делал сам. Проделайте путь, описанный в первом пункте. Не забудьте поздравить ребенка с успехом!

Развитие самостоятельности должно быть краеугольным камнем в воспитании детей. Как нулевое участие, так и чрезмерная опека вредны для вашего ребенка и для вас. Выполняя простые правила и рекомендации вы сможете развить самостоятельность вашего ребенка не в ущерб себе и ему.

Литературный источник:
1. Штайн, И. Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником / Ирма Штайн. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009

Читать про: развитие самостоятельности , воспитание , правила , ребенок

Сохранить на память!

Источник: https://good-tips.pro/index.php/raznoe/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Как научить ребенка самостоятельности?

Как развить самостоятельность у ребенка?

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Как развить самостоятельность у ребенка, подростка – наши советы родителям

Как развить самостоятельность у ребенка?

Взросление ребенка влечет за собой массу изменений в подходе к его воспитанию. Чем старше становится малыш, тем сложнее оберегать и опекать его, следить за каждым шагом. Именно поэтому родители должны вовремя обучить его самостоятельности, взвешенности решений и правильным поступкам.

Самостоятельность должна проявляться не только в умении самому завязать шнурки или добираться до школы. Сюда же входят домашние обязанности, выполнение уроков и даже самооборона.

Останавливаясь на последнем, сразу стоит обозначить, что защищать свое дитя, — это естественный инстинкт любого родителя, однако часто именно он вредит подростку в будущем. Так, например, если после прогулки на улице ребенок возвращается в слезах, жалуется на плохое отношение сверстников, не стоит бросаться на его защиту.

Тем более не нужно устраивать истерик обидчикам. Лучшим будет поговорить со своим малышом, объяснить, как важно уметь сгладить конфликт или постоять за себя.

Обучать кроху самостоятельности можно уже с трех лет. В этом возрасте у него начинает развиваться желание сделать что-либо без помощи родителей, показать свое взросление. Воспользуйтесь этим моментом.

Развитие самостоятельности у ребенка: советы родителям

Научить самостоятельности – значит дать свободу действий своему крохе. Чем старше становится ребенок, тем больше опека над ним сводится к контролю безопасности и только.

Со временем придется снижать ограничения, установленные для него в младшем возрасте, однако взамен можно увеличить требования со стороны его домашних обязанностей.

Что же должно входить в основу самостоятельности малыша?

  • Умение поддерживать порядок в доме. Убрать за собой игрушки, застелить постель, собрать рюкзак в школу – это основа, с которой каждая кроха должна начинать приучаться к порядку. Помните, что такая обязанность совсем не обрадует его, поэтому в ход следует пустить поощрение и хвальбу. Чем старше ученик будет становиться, тем больше обязанностей будет ложиться на его плечи. Составьте график уборки его комнаты, напоминайте мыть за собой посуду после еды, и, главное, будьте примером! Установите часы уборки в одинаковое для вас время. Пропылесосьте весь дом, в то время, когда ребенок протрет пыль. Разделяйте обязанности и выполняйте их сообща.
  • Самостоятельное выполнение домашних заданий. В основном абсолютно все родители с младших классов приучивают ребенка выполнять уроки вместе. Это вполне объяснимо тем, что в первом, втором классах малышу достаточно сложно сконцентрироваться и сделать все правильно самостоятельно. Однако взрослея, концентрация и ответственность увеличиваются. Малышу не всегда требуется помощь родителя. Старайтесь постепенно сокращать количество предметов, которые вы выполняете вместе. Поначалу пусть кроха самостоятельно прочтет параграф и перескажет вам. Затем решит задачу, выполнит задание по языкам. Проверяйте то, что он сделал. Хвалите. А в случае ошибок прорабатывайте непонятный материал вместе, после чего он заново напишет его сам.
  • Умение постоять за себя. Задумайтесь, умеет ли ваш ребенок выходить на диалог? Хотя дети бывают агрессивны и балованы, всегда есть возможность дать отпор словесно. Уверенный в себе человек, имеющий подобающее воспитание, не станет влезать в драку. Объясните ребенку, как важно не поддаваться эмоциям и сохранять спокойствие. Как ни странно, это касается не только мальчишек, но и девочек. Не стоит думать, что если у вас растет «нежный цветочек», защищать его придется постоянно именно вам. Девочка точно так же как и мальчик должна уметь дать отпор обидчику. Если вы видите неуверенность и скованность в ребенке, стоит задуматься над спортивными секциями. Порой они являются лучшим средством воспитания самоконтроля и повышения самооценки.

Воспитание самостоятельности у детей в школе «Гелиос»

В «Гелиосе» к вопросу самостоятельности детей подходят с большой ответственностью. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики не зависели от постоянной помощи учителей и родителей. Стремились реализовать себя только собственными силами.

Касаемо уроков, в школе на постоянной основе проводятся самостоятельные работы, где ребенок без посторонней помощи должен продемонстрировать, чему научился. Такие работы, конечно, влияют на оценки, поэтому дети понимают всю серьезность, и необходимость учиться без расчета на помощь окружающих.

Инициативность детей также всячески поощряется. Внеклассная деятельность и мероприятия в школе помогают ребятам «включать» свой креатив, вносить предложения, мыслить творчески.

Мы стараемся всегда поддерживать интересные идеи и показывать ребятам, что «Гелиос» — то место, где самостоятельность мысли ученика играет огромную роль. И за нее он всегда будет поощрен. Практически с той же целью на территории школы работает больше количество секций и кружков.

Ведь именно там человек не просто может найти свое увлечение на всю жизнь, но и воспитать в себе волевой характер, целеустремленность и  желание добиться успеха собственными силами.

Источник: https://nou-gelios.ru/blog/kak-razvit-samostoyatelnost-u-rebenka/

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст развития самостоятельности у детей

Как развить самостоятельность у ребенка?

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

статьи:

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года.

    Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.

  • 4 года.

    Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.

  • 5 лет.

    Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.

  • 6 лет.

    В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.

  • 7 лет.

    Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.

  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность.

    Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.

    Как оставлять ребенка одного дома?

  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты.

    Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.

  • 11-15 лет.

    Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра.

    Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.

  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.

  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.

  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности.

    Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.

  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора.

    Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.

  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».

  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.

  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново.

    Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  (2 3,00 из 5)
Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: https://www.colady.ru/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka-vozrast-metody-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.