Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Содержание

Уборка вместе с детьми: весело и полезно

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Все, у кого есть маленькие дети, знают: уборка существенно осложняется отсутствием свободного времени и детскими капризами, а количество ее наоборот растет с пополнением семьи.

Часто мамы стараются переделать все домашние хлопоты в спокойной обстановке, пока малыш спит, но этим самым лишают себя отдыха и времени, посвященного себе.

Чтобы не выдохнуться физически и не выгореть эмоционально, предлагаем подключать детей к уборке: мало того, что это освободит вам время, но и позволит провести больше времени вместе с сыном или дочерью и лучше подготовить ребенка к будущей жизни.

Когда начинать?

Слишком долго родителям кажется, что малыш еще не дорос до серьезной помощи: как минимум он не сделает уборку хорошо, а ведь может еще и разбить тарелку, которую вы поручили ему вытереть после мытья. Однако от школьника помощь уже начинают требовать.

Не удивительно, что он сопротивляется: играть на приставке или гулять с друзьями куда интереснее, чем заниматься стиркой. Именно поэтому важно, чтобы ребенок с малых лет приучался: он такой же член семьи, как и другие, и у него есть свои обязанности по дому.

Уже в три года малышу можно поручить протереть пыль или вымыть пол. Скорее всего, вам придется самим пройтись с тряпкой после этого, так как нельзя ожидать хорошего качества уборки от малютки. Но оно того стоит: ребенок привыкнет к работе и будет совершенствоваться с возрастом.

Чем может помочь дошкольник и младший школьник?

  • Убрать игрушки и книги в собственной комнате
  • Сложить грязную одежду в корзину в ванной или рассортировать белье по цвету
  • Убрать свою одежду в шкаф
  • Полить цветы
  • Убрать постель
  • Подмести
  • Протереть пыль на доступных поверхностях
  • Протереть пыль в интересных местах (ножки стульев, дверные ручки)
  • Помыть пол
  • Пропылесосить (зависит от физической подготовки)
  • Помыть не тяжелую посуду
  • Протереть посуду после мытья
  • Разложить сухую посуду по местам или разобрать посудомоечную машину
  • Покормить и убрать за домашними животными
  • Помочь в готовке (читайте об этом подробнее: «Дети на кухне: как уберечь и чем занять»)
  • Сервировать стол или убрать грязную посуду
  • Выполнить мелкие поручения (принести или отнести что-то)

Чем старше ребенок, тем больше дел можно отнести в этот список: и вынести мусор, и сходить за продуктами, и даже сделать полноценную уборку ванной комнаты.

Что делать с мотивацией

Конечно, все это стоит делать бок о бок с ребенком, потому что его главная мотивация — провести с вами время. Даже если ребенок убирается у себя в комнате, а вы в коридоре — он чувствует, что вы команда и у вас есть совместное занятие.

Чтобы поддержать мотивацию ребенка, давайте ему сперва интересные и несложные задания. Пусть они лучше будут разные, но небольшого объема. И обязательно хвалите его после выполнения каждого задания или этапа, говорите, как ценна эта помощь.

Если за ребенком нужно что-то переделать или поправить, не бросайтесь это делать сразу после того, как он закончил. Если малыш решит, что не справился — от мотивации не останется и следа. Мягко помогите ребенку советом или примером улучшить качество работы самостоятельно или подождите, когда он отвлечется на другое дело.

Мотивацией может служить выбор, ведь у ребенка быстро сложатся любимые и нелюбимые дела. Однако выбор должен быть не «убираться или не убираться», а, например, «что ты больше хочешь: помыть посуду или протереть пыль?». Если у вас несколько детей, пишите задания на карточках, пусть дети по очереди выбирают по одной, составляя свой план уборки на день.

Конечно, не все будет так гладко: дети часто будут упрямиться и воевать с вами. Используйте разные приемы из своего воспитательного арсенала: от авторитетной просьбы до запретов желаемых удовольствий. Однако избегайте давать карманные деньги за уборку, иначе вы уже вряд ли когда-нибудь увидите в ребенке искреннее участие и гордость за вклад в семейное дело.

Как сделать совместную уборку веселее

Если уборка будет проходить в угрюмой и давящей атмосфере, это не понравится никому.

Совмещайте приятное с полезным: поставьте ваши любимые песни и подпевайте хором; играйте в словесные игры, даже перекрикиваясь из разных комнат; соревнуйтесь, кто быстрее соберет игрушки на своей половине и так далее. Так вы можете создать у ребенка приятные ассоциации с полезными делами и просто классно провести время.

https://www.youtube.com/watch?v=QRnkPchEeRc

И главное — давайте детям пробовать новое, меняйте их обязанности, привлекайте к нестандартным задачам, в которых они могут чему-то научиться.

Фотографии: ya-roditel.ru, uaua.info, psychologos.ru, vospitaj.com

Источник: https://kvartblog.ru/blog/uborka-vmeste-s-detmi-veselo-i-polezno/

Креативные способы побудить ребенка убрать в своей комнате

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Многие родители задаются вопросом, как заставить ребенка убрать игрушки и навести порядок в своей комнате. Чаще всего взрослые рассказывают детям дошкольного возраста истории про сказочных персонажей, которые забирают вещи и игрушки, разбросанные по дому, а детей постарше лишают чего-либо приятного за непослушание.

Существуют ли действенные способы привлечь ребенка к домашним делам, не прибегая к страшилкам и наказаниям? Например, в Израиле отец, расстроенный тем, что его сыновья предпочитают компьютерные «стрелялки» помощи по дому, отвез их на «экскурсию» в лагерь беженцев в Восточном Иерусалиме.

Увидев последствия войны, мальчики отказались от компьютерных игр и стали больше ценить чистоту и уют родного дома. А родители юной американки, увлеченной соцсетями, забрали у нее на две недели телефон, и все это время выкладывали в ее аккаунт свои шуточные фотографии, на которых они убирают в ее комнате.

Девочке стало настолько стыдно за «глупых предков», что она удалила все страницы в социальных сетях.

Необычные методы воспитания детей применяют и многие известные люди. Например, певица Мадонна призналась, что когда ее дочь Лурдес была подростком, она выкидывала ее вещи, если та оставляла их на полу.

О том, какие методы воспитания сына применяет певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!».

Как приучить ребенка 2-5 лет собирать игрушки?

Помогите ребенку проявить свои способности. Предоставьте малышу возможность проявить свои лучшие качества.

Для этого родителям важно понимать, какого рода способностями обладает их чадо, а также учитывать его возраст.

Так, например, малышу двух-пяти лет можно предложить сначала собрать все красные игрушки, потом желтые и так далее. Или – сортировать все предметы по их назначению: машинки в одну коробку, куклы – в другую.

Как мотивировать ребенка 5-7 лет убирать в своей комнате?

Многие молодые родители пытаются заставить своих чад выполнить работу по дому, используя нотации и угрозы. Однако на большинство детей пяти-семи лет подобные методы воспитания не оказывают существенного влияния. Детские психологи рекомендуют родителям применять игровой и соревновательный методы воспитания ребенка.

Вместо того, чтобы кричать на ребенка, превратите процесс уборки детской комнаты и выполнение обязанностей по дому в интересную и увлекательную игру. Например, предложите своему чаду стать полицейским, который ищет пропавшие игрушки и возвращает их на свое место. Это поможет приучить ребенка выполнять порученные ему обязанности самостоятельно.

Предложите детям навести порядок в своей комнате, используя необычный инвентарь для уборки помещений. Например, игрушечную швабру или детский пылесос.

Чем интереснее и увлекательнее будут ваши поручения, тем больше ребенка привлечет выполнение домашних обязанностей. Так, можно попросить чадо выполнить какое-либо задание на скорость.

После чего стоит поощрить ребенка, чтобы у него был стимул доводить дело до конца. Главное, чтобы поощрение было разумным.

Если в семье несколько детей, можно устроить соревнования между ними. Например, предложите им принять участие в состязании «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка» или «Кто лучше всех вымоет пол в квартире». Это поможет разнообразить досуг детей увлекательными занятиями и ненавязчиво привлечь их к выполнению домашних работ и поручений родителей.

Чтобы заставить ребенка убрать игрушки, спрячьте одну из его любимых игрушек или вещей и предложите найти ее. Измучившись с ее поисками, ваша дочь или сын, скорее всего, сами захотят навести порядок в детской комнате.

Если чадо игнорирует просьбы помочь по дому, родители также могут «отказаться» выполнять свои родительские обязанности. Так, например, мама может «забыть» о том, что они с сыном или дочерью собирались в кино или в кафе, а папа – взять с собой ребенка на рыбалку или в парк на выходных.

Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям

В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.

Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.

Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни.

Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести».

На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.

Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.

Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным.

Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада. В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей.

Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку.

Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами.

Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым.

Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены.

В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.

И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.

Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.

Екатерина Кушнир

Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kreativnye-sposoby-pobudit-rebenka-ubrat-v-svoey-komnate/

Как превратить уборку в игру: 9 неординарных идей для ребенка

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Обучая ребенка убирать за собой игрушки и помогать поддерживать чистоту в доме, очень важно не забывать о главном – любая работа должна приносить радость и удовольствие. Новизна от освоения веника или изготовления пены из «Фейри» быстро проходит, и ребенок остается наедине с каждодневной рутиной.

Сколько пройдет времени, пока под понуканием родительских «должен» и «обязан» разовьется сила воли и выработаются полезные привычки? И выработаются ли или на всю жизнь останется ненависть к домашней работе, отношение к мытью посуды или влажной уборке как к наказанию?

Как же заинтересовать, увлечь уборкой?

Сюжетно-ролевые игры

Для маленького ребенка нет лучшего способа, чем игра. Можно представлять себя бульдозером, сгребающим мусор или развозить кукол по домам на такси. Можно «клевать» крупинки мозаики, разбросанные на ковре. Или изображать робота-сортировщика.

Мой сын много лет практиковал специальную уборочную игру, в которой силы чистоты боролись с мусорными монстрами. Игра длилась часами и была не очень эффективной, поскольку побежденные и загнанные в контейнеры монстры потом освобождались и шли в контратаку. Но зато играл ребенок увлеченно и каждый день.

За пределами детской не меньше поводов для игр. Например, пылесос очень похож на существо, требующее еды. А ботинки – на лошадок, которых нужно мыть от грязи и тереть щеткой.

Изобретения

Еще один способ разбудить интерес – выдумывать полезные изобретения для уборки.

Особой популярностью пользовались у нас всякие тачки и кузовки для переноски вещей, которые сын мастерил из подручных материалов. Додумался он и до способа подметать пол, привязав к ногам щетки.

Пусть не все подобные идеи обеспечивают скорость и качество, но сама привычка каждый раз думать об оптимизации труда – очень полезна.

Азартные игры

Сейчас уже трудно вспомнить, кто из нас выдумал «Угадайку».

Правила просты – родители занимаются своими делами, а ребенок бежит в детскую, расставляет по местам несколько игрушек одного типа и потом сообщает, сколько вещей он убрал.

Родители с трех попыток стараются узнать, что это было: «Лего? Карандаши? Солдатики?» Если не угадали – ребенок получает столько очков, сколько убрал игрушек, и бежит расставлять по местам новую порцию.

Время уборки

Многим детям трудно оставаться с беспорядком один на один. Именно поэтому они охотнее помогают мыть полы и посуду, лишь бы не возвращаться к разбросанным игрушкам. Но поскольку игрушки убирать тоже нужно, приходится выдумывать что-то интересное.

Один из любимых способов сына – объявления. Я объявляю «время мусора» – и он несколько минут собирает обрезки бумаги, потом я объявляю «время лего» – сын складывает детали в контейнер.

И так далее: «время канцелярии», «время мягких игрушек», «время посторонних предметов».

Чтобы часто не отвлекаться от своих дел, пришлось додумать правила. Так родилась игра с кубиками. Для нее нужно заранее подготовить список категорий предметов и два кубика. Синий кубик указывает категорию, красный – сколько таких предметов убирать. Ребенок бросает кубики и выполняет задание.

Когда игра надоела, сделали смешное дополнение – карточки событий. Карточку нужно тянуть, если на кубике выпало «6». На карточках:

1. Смешное и приятное: отдых, кувырок на кольцах, кукареканье.

2. Новые категории уборки: 5 красных (пластмассовых, мелких, страшных) предметов.

3. «Черная дыра» (идея моего сына) – найти и уничтожить скопление предметов.

4. Всякие необычные виды уборки – собирать вещи, прыгая на 1 ножке или закидывать в контейнер издалека.

5. Понравившееся сыну задание: «Доложи маме, как проходит уборка».Понятно, что карточки уборку только затягивают. Но зато ребенку никаких других игр не нужно, просит только эту.

Миссия выполнима

Для домашних дел можно использовать карточки миссий. На каждой – список каких-то повторяющихся дел. Например: «Вымыть 20 тарелок, 5 раз убрать постель, 3 раза вычистить раковину».

На обратной стороне карточки очки за выполнение. Одновременно ребенок получает 3 миссии, полностью выполненная миссия заменяется новой.

Игра надоедает, но на одну-две недели проблема мотивации помощи по дому решена.

Квест

Обычный родительский ультиматум «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест. Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания.

Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком.

Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Источник: http://mama-likes.ru/advices/prevratit-uborku-v-igru.html

Дети и уборка в доме: как сделать процесс уборки эффективным и интересным совместным занятием?

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Как ваши дети реагируют на процесс уборки? С удовольствием принимают участие, или вы предпочитаете доверить детей бабушкам и наводить чистоту в одиночестве? Сегодня поговорим о том, как с ранних лет приучить ребенка поддерживать чистоту в доме так, чтобы это не вызывало негативных эмоций и способствовало выработке правильных привычек у детей.

Итак, правило первое: не делайте из уборки «взрослого занятия», пусть дети с ранних лет принимают участие в этом процессе по мере своих возрастных способностей

С какого возраста дети могут помогать маме по дому? На самом деле, уже с полутора года ребенок может иметь свои определенные «обязанности»: накрывать на стол и убирать со стола свои детские  тарелки и чашки, вытирать тряпочкой то, что было пролито во время обеда и т.п. Главное, поощряйте каждую попытку ребенка поучаствовать в домашних делах. Не хватайте тряпку со словами «Сейчас мама все вытрет», давайте возможность ребенку сделать это самому, как только у него появляется такое желание. И обязательно хвалите!

Возможно, процесс наведения чистоты в доме проходит намного быстрее и безболезненней, когда вы отправляете ребенка гулять с папой или бабушкой на улицу. Но какой результат вы получаете в будущем? Какую установку вы даете? Уборка – это мамина задача. Чтобы этого не происходило, подключайте малыша к этой деятельности. Времени потратите больше, но и пользы в  будущем это принесет тоже больше.

Правило второе: не переделывайте за ребенком и не критикуйте

Похвала – лучший стимул для малыша продолжать какую-либо деятельность.

Вам, возможно, будет сложно воздержаться о того,  чтобы оставить разводы на столе и не начать наводить идеальную чистоту, после того, как своей тряпочкой только что орудовал ваш ребенок.

Однако когда вы переделываете, вы показываете ребенку, что он сделал все не так, и отбиваете у него желание повторять эти действия в дальнейшем.

То же самое касается критики. Вы же пытаетесь научить и показать, как правильно! Бесспорно, но для детей дошкольного возраста важно выработать желание и привычку помогать маме, а не идеально застилать постель или вытирать пыль. Все навыки выработаются у ребенка со временем.

Правило третье: важен ваш психологический настрой – сделайте процесс уборки максимально приятным занятием и для вас

А какие эмоции вы обычно испытываете во время уборки? Нервно машите тряпкой, повторяя, какие все вокруг неряхи? Помните, ваше настроение и психологическое состояние очень чувствуют ваши дети.

Поэтому, если для вас уборка – это всегда сплошной негатив, не стоит ждать, что ребенок полюбит этот процесс. Как же поднять боевой дух? Включите веселую музыку – это самый простой способ создать нужную атмосферу.

Совмещать танцы, песни, игры и уборку вполне реально – просто попробуйте!

Личный пример в этом вопросе очень важен. Вдохновляйте своих детей!

Какие дела можно доверять малышу, чтобы это было для него и интересно, и безопасно?

Сортировка белья – отличное занятие. Например, можно сортировать носки, играя в игру «кто быстрей найдет нужную пару».

Складывать вещи в шкаф становится веселей, если ваш ребенок играет роль продавца. Заказывайте у него зеленый свитер или красную рубашку, он вам доставляет нужный «товар», а вы уже складываете его на соответствующую полку.

Бросать грязную одежду в корзину для белья с определенного расстояния – кто попадет точно в цель большее количество раз, тот и выиграл.

Дети 3-4 лет очень обрадуются, если вы доверите им их собственную швабру или веник.

С более старшими детьми также можно параллельно с уборкой играть в рекламу – рекламировать моющие или чистящие средства. При этом вам не обязательно давать ребенку химию – просто налейте в пульверизатор мыльную воду.

Можете придумать настоящий квест также для детей постарше, написав им задание, после выполнения которого они получают следующее, а в конце их ждет приз. И командный дух развивает, и уборка пойдет веселей.

Если у вас двое или больше детей, то уместными будут различные соревнования на время. Причем соревноваться могут как дети между собой, так и дети с взрослыми. Конечно, не стоит забывать и про поощрения и призы.

Перед любой игрой, обязательно доходчиво

объясните детям правила.

Выбор занятий по дому тоже можно превратить в увлекательную игру для детей. Напишите на бумажках задания, а потом сбросьте их, например, в шляпу. Пусть дети вытащат каждый по три задания на неделю, например, помыть посуду, вытереть пыль в спальне и т.п.

Можете повесить график с заданиями – тот, кто выполнит три задания и соберет три звездочки, получит приз. Обязательно выполняйте обещанное!

Что еще можно отнести к детской деятельности?

  1. Загружать грязные вещи и выгружать постиранные из стиральной машины. Это занятие очень нравится детям возраста 2-4 лет
  2. Сортировать стирку, складывать чистую одержу в шкаф
  3. Вытирать пыль
  4. Поливать цветы
  5. Чистить диван или ковер от шерсти домашнего животного
  6. Застилать постель
  7. Складывать книги, игрушки

Что нельзя поручать детям?

  1. Работу, которая требует взбираться на табурет, доставать что-то или ставить на высокие полки. Такое занятие может прийтись очень по вкусу детворе, однако оно недостаточно безопасно. Иначе придется все время стоять возле ребенка и страховать его.
  2. Любые процессы, которые требуют применения бытовой химии.

    Вообще лучше заменить бытовую химию органическими моющими и чистящими средствами. Но в любом случае, это недетское занятие.

  3. Загружать и разгружать посудомоечную машину также не стоит, ведь там могут быть острые ножи.
  4. Любую работу, связанную с использованием электроприборов.

Безусловно, эти списки будут отличаться для детей разного возраста и в зависимости от их способностей. Одни родители разрешают орудовать ножом уже трехлетним детям, а кто-то боится доверить нож и пятилетнему ребенку.

Но в любом случае своя зона ответственности у ребенка должна быть обязательно – та деятельность, которая ему под силу и благодаря которой он может стать полноправным участников «взрослого» процесса.

Поощряйте такие семейные уборки. Вы хорошо поработали и навели чистоту в доме? Поход в кино станет вам всем отличной наградой! Кафе, мороженое, зоопарк, любимая игра – пусть уборка заканчивается чем-то приятным, и тогда она станет ассоциироваться только с положительными эмоциями.

Источник: http://kiev.cleaning/blog/deti-i-uborka-v-dome-kak-sdelat-process-uborki-effektivnym-i-interesnym-sovmestnym-zanyatiem.html

4 простых правила, как научить ребёнка убирать за собой

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Определите место

Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.

Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.

Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…

Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.

Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать

Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».

Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.

Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.

Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.

2. Определите идеальное количество вещей

Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.

Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.

Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.

Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.

3. Обозначьте время

Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.

Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его.

Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки».

Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».

Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.

Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке

Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.

Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам.

Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание.

Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.

Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.

Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.

4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать

Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой.

Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды».

Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.

Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.

Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.

У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.

Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.

Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках.

Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки.

Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.

Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.

Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».

Источник: https://mel.fm/otryvok/7082164-magical_cleaning

Как приучить ребенка к порядку, чистоте в доме и дисциплине

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Любая мама мечтает, чтобы в детской комнате ее малыша всегда были чистота и уют. Но далеко не все дети послушно убираются на своей территории, зная место всем своим вещам. Как можно научить своего ребенка порядку?

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой.

С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет.

Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать здесь). Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место.

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей.

Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище.

Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

Прививаем понятие

Понятно, что в год – полтора от ребенка глупо требовать идеальной чистоты: у него еще плохая координация, низкая произвольность, практически отсутствует понятие чистоты – он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр. Все это просто не позволит ему наводить в комнате идеальный лоск. В это время он может лишь помогать маме собирать свои игрушки перед сном.

Примерно к 2 годам детки начинают активно подражать взрослым во всем, в том числе и в уборке квартиры. Ни в коем случае нельзя отталкивать малыша в его желании. Понятно, что он еще неловок и неуклюж, за ним придется все переделывать.

Но получая постоянные отказы, малыш быстро утратит интерес не только к уборке, но и вообще к любой помощи взрослым.

Итак, важно всегда принимать помощь крохи, разделяя с ним домашние хлопоты.

Так у малыша постепенно сложится представление о необходимости выполнения домашних дел и о том, что это – важная часть уклада жизни в семье.

При этом необходимо всегда показывать малышу, что все действия в доме заканчиваются уборкой:

  • приготовление пищи;
  • прием пищи;
  • игры;
  • купание;
  • папина работа с инструментами (починка игрушек, например);
  • мамино рукоделие и т. д.

Пусть малыш помогает маме мыть или чистить овощи, расставлять тарелки к обеду или делать еще что-то вместе с ней. При этом он постепенно будет осознавать, что очистки, крошки на столе, грязная посуда, обрезки, огрызки, стружки и прочий мусор – это именно мусор и грязь, которые всегда нужно убирать. Это не только поможет привить навык уборки, но приучит малыша к дисциплине.

Никогда не убирайтесь сами в детской, не дождавшись нужной реакции крохи. Увидев хоть раз, что можно «не напрягаться», что за него все сделают взрослые, он в дальнейшем будет игнорировать ваши просьбы.

Зачем наводить порядок, если мама поворчит, а потом все равно сделает это сама? Можно лишь в игровой форме помогать крохе, говоря, например, что игрушкам уже пора спать.

Поддерживайте желание карапуза быть взрослым и самостоятельным: купите ему детские утюги, пылесосы, другие инструменты.

В этом возрасте важно хвалить малышей за помощь маме, говоря, какие они молодцы. Тогда они привыкнут, что убираться – это приятно. Полезно придумывать и рассказывать сказки о чистоте и аккуратности, в которой главный герой – сам ребенок, который побеждает ужасную грязь и помогает маме.

Организуем пространство

Для того чтобы малыш мог сам наводить чистоту, перво-наперво он должен знать, что куда класть.

А потому обязательно нужно организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы для всего было предназначенное место.

То есть игрушки, конструкторы, принадлежности для рисования и творчества, книжки, спортивные снаряды, одежду и обувь нужно раскладывать и развешивать в предназначенные для этого места. А значит, в детской должны быть:

  • одежный шкаф;
  • стеллажи;
  • письменный стол;
  • контейнеры, органайзеры, корзины, коробки;
  • полки.

И перед тем как приучить ребенка к порядку, для начала вместе с ним нужно установить, где для чего место. Можно наклеить иллюстрирующие стикеры на контейнеры или полки (машинки, кубики, игрушки, карандаши), чтобы ему было легче ориентироваться. Важно, чтобы малыш сам пытался определить, где что ему хранить удобно.

Ну а если он решит, что в одежный шкаф будет складывать коллекцию резиновых игрушек, маме придется тактично объяснить ему, что у этого шкафа другая роль, и предложить другой вариант. Главное на этом этапе – обойтись без конфликтов. Это только отвернет малыша от любого желания убирать за собой (зачем ему лишний стресс?).

Постоянно прививайте своему чаду ощущение, что чистота – это приятно, а грязь – плохо, что в чистой комнате находиться комфортно и уютно, чистая одежда – это красиво и аккуратно. Так он со временем возрасту привыкнет, что порядок – это дело обязательное.

Полезные рекомендации

Как же приучить детей к порядку? Можно использовать разные приемы, которые помогут на этом сложном пути.

  • Создайте позитивный настрой. Скажите, как здорово и уютно будет в детской после уборки, как легко будет найти нужную игрушку и приятно играть в чистой комнате. Менторский тон не способствует правильному настрою ребенка на такое сложное для него дело.
  • Мотивируйте свое чадо тем, что в чистой комнате больше места для игр, меньше микробов, что сюда гораздо приятнее приглашать в гости друзей, что в комнате, где постоянно поддерживают чистоту, убираться намного быстрее.
  • Играйте. Например, кто быстрее уберется в своей комнате. Или кто аккуратнее сложит книжки, кубики. Придумайте сказку, в которой каждая игрушка на ночь отправляется спать в свой домик, потому что уже устала. Можно читать малышу книжку, пока он убирает вещи, и останавливаться, если он остановился. Можете петь веселые песенки вместе с ним, подсказывать, что куда положить, если он растеряется, комментировать, что за чем убирать. Это значительно облегчит ему задачу.
  • Если ребенок уже читает, можно составить квест, развесив по комнате стикеры с подсказками, что, куда и в какой последовательности убрать. Или развесить записки с просьбами от самих предметов в комнате, которые хотят, чтобы им помогли: помыли, сложили, почистили, убрали на место. Ребенку гораздо интереснее подметать ковер, который сам его об этом попросил, чем делать это по просьбе (или тем более приказу) мамы.
  • Разбивайте задачу на части. Просто «наведи порядок» — это фраза-катастрофа, способная вызвать у ребенка панику. Разложите ее на составляющие: сложи игрушки, поставь книжки на полку, протри пыль. При этом показывайте, что находится на своем месте, а что нужно убрать.
  • Нарисуйте картину порядка. Часто малыши просто не представляют, как должна выглядеть их комната, что такое чистота в ней. Расскажите, что порядок – это когда на полу нет игрушек или мусора, на столе все предметы сложены аккуратно, нет фантиков или огрызков, книжки стоят на полках, кроватка застелена, пыль вытерта.
  • Приучайте малыша к тому, что чисто должно быть не только в его комнате, и следить за этим должны все члены семьи. Привлекайте его к совместной уборке –пусть он помогает маме убраться в гостиной, папа помогает им навести порядок в спальне родителей. Пусть у ребенка будет ответственное поручение в совместной уборке: полить цветы, вытереть пыль в доме, почистить кошачий лоток или вынести мусор. Либо альтернатива – что из этого он хочет сделать сегодня.
  • Приучая к совместным действиям, постепенно давайте ребенку все более ответственные задания, даже если они не связаны с уборкой. Купить хлеба, заплатить за связь, привести домой младшего брата из садика. Это укрепит понимание того, что в семье все действуют сообща в любом деле.
  • Будьте готовы к тому, что чистота не самый главный приоритет в жизни ребенка. И даже имея представление о чистоте и навыки ее наведения, дети склонны не замечать, что творится вокруг них. Так что даже если ребенок умеет наводить порядок, вам еще долго придется напоминать ему о необходимости приведения комнаты в надлежащий вид. При этом общайтесь с ребенком на равных, укрепляя его чувство собственной значимости.

Родители должны прочно запомнить одну фразу: меня очень огорчает твоя неубранная комната, но я все равно тебя люблю! Важно всегда воспринимать малыша таким, каков он есть, и давать ему понимание этого. Плох поступок, а не он сам!

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия.

Итак, чего делать не нужно?

  • Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
  • Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот. Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться. Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
  • Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
  • Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
  • Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
  • Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
  • Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
  • Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку. Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/vospitanie/priuchit-k-poryadku

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Большинство детей не любит убираться. Вы можете просить ребенка прибрать за собой разбросанные по всей комнате игрушки, а ребенок либо никак не реагирует на просьбу, либо отказывается, либо устраивает истерику.

Это может стать настоящей проблемой, ведь у вас не всегда найдутся время и силы для каждодневной уборки комнат, в которых  ребенок все разбросал.

Ошибки, которые совершают родители, привлекая ребенка к уборке

Некоторые родители повышают голос на своего ребенка из-за усталости, завала на работе и многих других причин. Придя домой и увидев, что комната завалена игрушками, вы можете не сдержаться. Словно этот хаос -последняя капля в этом тяжелом дне. Но, крик отрицательно действует на ребенка.

Если вы хотите привлечь ребенка к уборке, ответственности и помощи, следует поговорить с ним, а не кричать. Лучше пересилить себя и забыть ненадолго об усталости, чем повысить на ребенка голос и не получить никакой ответной реакции, лишь потратив силы, которые и так иссякли.

Бывают семьи, в которых ребенка за непослушание бьют. Это ужасно для детской психики. Каждый ребенок должен чувствовать себя спокойно и уютно в собственном доме, понимать, что в семье его любят и ценят, а также ни в коем случае не поднимут на него руку.

Существует огромное количество способов, как договориться с ребенком мирно. Например, вас ждет более 15 вариантов, как обойти упрямство, капризы и истерики ребенка и привлечь его к нужному делу, в курсе Послушание без криков и угроз>>>

Ни в коем случае не следует обвинять ребенка, называя его бесполезным, глупым, ленивым или безответственным. Ребенок нуждается в поддержке так же, как взрослый, поэтому следует поощрять малыша за проделанную работу, нежели обвинять его, если эта работа не сделана.

Ребенок в любом возрасте будет очень рад, если вы окажете ему поддержку, продемонстрируете свою любовь и ласково попросите о помощи.

Как привлечь ребенка к уборке?

  • Следует показать ребенку список домашних дел, чтобы он сам смог сделать выбор. Например, ребенок выбрал следующие задания: пропылесосить комнату, полить цветы или  помыть посуду;
  • Следует обучить ребенка этим заданиям.

    Важно учитывать не только индивидуальные предпочтения, но и возрастные особенности ребенка;

  • В три-четыре года ребенок может помочь с маленькими домашними делами, например, отнести предмет на место;
  • Дети постарше могут пылесосить и вытирать тарелки, а также поливать цветы (шесть-семь лет);
  • Дети младшего школьного возраста могут выполнять задания посложнее – мыть посуду, пол, гладить одежду.

Ребенку должно быть интересно заниматься домашними делами. Не потому, что он, выполнив их, например, получит за это деньги. Такой способ не стоит практиковать. Он не эффективный и очень быстро воспитывает эгоизм в детях;

Попробуйте превратить уборку в своеобразную игру. Приучение к любой обязанности всегда будет проходить 4 стадии:

  • Вы делаете это дело сами, вместо ребенка;
  • Вы делаете это вместе с ребенком, показываете как правильно мыть посуду или поливать цветы;
  • Ребенок делает дело, а вы корректируете, мягко указывая на моменты, которые можно сделать лучше;
  • Ребенок выполняет задание самостоятельно, без вашего контроля.

Любое домашнее дело должно пройти все эти стадии обучения. Если вы дошли до второй стадии и затем перепоручили дело ребенку, не контролируя, то можете получить грязную посуду или залитые растения.

Контроль должен быть всегда на первом этапе, пока вы не убедитесь, что ребенок все понял и может успешно делать дело самостоятельно.

Мы в своей семье иногда пробовали такой способ: каждому домашнему делу начисляются определённые баллы. В конце недели идет общий подсчет и на эти балы можно получить бонус: игру на телефоне, прогулка в парк, билеты в кино (кстати, узнайте из статьи о том, как правильно гулять с ребенком>>>

Но такой способ хорошо работает короткий период, а вот для постоянного приучения к домашним обязанностям не очень подходит.

Как было указано выше, использование денег – это неверный способ.

  • Поощрять ребенка нужно добрыми словами, объятиями, совместными играми или прогулками;
  • Иногда можно подарить и новую игрушку или желанный подарок;
  • Но не следует ставить условия: «Уберешься в доме – купим тебе игрушку»; следует покупать обновки, подарив их ненавязчивым способом, словно вы решили сделать подарок без повода: за то, что у них растет такой замечательный помощник;
  • Не следует делать поощрение привычным для ребенка делом. Лучше пусть будет приятным сюрпризом.
  1. Не нагружать слишком сильно;
  • Дети тоже устают в садике и школе. У них есть домашнее задание, свои заботы, им хочется поиграть и отдохнуть. Не стоит навязывать детям уборку, заставлять их прибрать вещи, если родители понимают, что малыш сильно устает;
  • Можно дать ребенку несложное домашнее дело. Вряд ли у ребенка с горой домашнего задания будут силы на глажку такой же горы белья;

Приучение к домашним обязанностям – это не дело одного дня. Будут у вас и откаты назад, а где-то будет радость, что ребенок сам подходит и говорит: «Мама, давай я тебе помогу!». Читайте интересную статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

Настраивайтесь на долгий труд, но и результат будет хорошим – ребенок, который во взрослой жизни не впадет в стресс от того, что нужно самостоятельно выполнять столько дел.

Источник: https://uroki4mam.ru/kak-priuchit-rebenka-k-domashnim-obyazannostyam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.