Ребенок боится грозы: как ему помочь

6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то

Ребенок боится грозы: как ему помочь

Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому.

Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.

Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку.

Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало.

Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.

1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг

Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей.

Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому.

Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.

Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:”Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу.

Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу.

Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится.

Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).

3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)

Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции.

Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно.

Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.

Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным.

Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.

5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие

Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.

Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).

Это правда действенный способ справиться с эмоциями. Как ребёнок будет выражать свой страх — зависит от него.

Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы чёрной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой.

Не стоит направлять ребёнка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. задача такого творения — выплеснуть наружу то, что гнетёт ребёнка внутри.

Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.

Инструкцию можно применять в любой ситуации психологической травмы. Но в серьёзных случаях (сексуальное посягательство на ребёнка, угроза жизни, похищение, смерть человека на глазах ребёнка, теракт и так далее) лучше сразу обращаться к психологу.

iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/7854621-fear

Ребенок боится грозы: как ему помочь

Ребенок боится грозы: как ему помочь

Нередко взрослые могут вздрагивать от внезапного раската грома. Что уже говорить о маленьких детях? Согласно исследованиям, более половины детей младшего возраста пугаются, если видят молнию или слышат звуки грома.

В такие моменты малыш может расплакаться, прижаться к вам или даже впасть в самую настоящую панику. Что делать родителям, у которых ребенок боится грозы? Самое главное – не ругать малыша, а пытаться разобраться в причине его страха.

Страх грозы

В науке боязнь грозы называется бронтофобией. Кстати, подвержены ей не только малыши, но и взрослые люди, особенно впечатлительные личности с ранимой психикой.

Для них яркие вспышки и громкие звуки, которые всегда сопровождают грозу, часто ассоциируются с расплатой за какие-то плохие поступки, которые они возможно ранее совершили. К примеру, это может быть ссора с другом или нарушение правил дорожного движения.

Этого природного явления люди боялись во все времена. Вспомните только, что многие народы Громовержцем называли свое верховное божество. Поэтому в моменты, когда начиналась гроза, они свято верили в то, что кто-то очень прогневил их бога, за что он посылает им это испытание.

Причины страха

  • В течение первых лет жизни ребенок очень боится грозы, потому что его просто пугают яркие вспышки и громкие звуки, которые раздаются внезапно и непонятно откуда. Для малышей причиной страха становится эффект неожиданности, который надолго оставляет в их памяти непонятные, но страшные звуки (читайте статью по теме: Ребенок боится громких звуков>>>);
  • Дети постарше могут пугаться из-за того, что раньше уже слышали разные страшные истории об этом природном явлении. И в их мышлении создался образ опасности, который связан с грозой. Поэтому теперь, услышав гром, они боятся того, что с ними или окружающими может произойти что-то страшное.

В таких случаях виноватыми оказываются взрослые, которые ранее, в присутствии малыша, оживленно обсуждали жизненные ситуации и возможно даже чью-то смерть, которая произошла именно по вине непогоды.

Но, какой бы не была причина, родителям важно понять, как отучить ребенка бояться грозы? Ведь если не сделать этого в детском возрасте, то не исключено, что такой страх останется с ним на всю жизнь, перейдя позже в самую настоящую фобию.

Как помочь ребенку

Если ребенок боится грозы и дождя, что делать в таком случае?

  1. Прежде всего, узнав из прогноза погоды о том, что ожидается гроза, лучше на этот день ничего не планировать и остаться с ребенком дома. В теплой и уютной обстановке ему будет легче пережить этот период;
  2. Заметив приближение грозы, стоит чем-то отвлечь малыша. Это может быть просмотр интересного мультика или веселая, активная игра. В таком случае, у ребенка сформируется представление о том, что даже во время грозы может быть весело и интересно.

Опытные мамы, которым удалось победить детский страх непогоды, предлагают такие варианты игры во время грозы:

  • Можно воспользоваться кастрюлями и во время грозы постучать по ним крышками или ложками, самостоятельно создавая большой и маленький гром;
  • Игра воздушными шариками. Предложите ребенку вместе надуть воздушный шарик, а потом его отпустить, чтобы он в полете сдулся, с характерным свистом. Представьте, что так вы надуваете тучку, которая очень быстро исчезает;
  • Попробуйте вместе с малышом напугать грозу. Для этого похлопайте в ладоши, изобразите страшные звуки или громко пойте веселые песенки. За таким интересным занятием вы не только отвлечете малыша, но и переждете дождь. А потом расскажите крохе, что именно благодаря ему, тучка испугалась и ушла далеко, прихватив с собой гром и молнию.

Заранее подготовьте тематические мультфильмы о грозе и включите их во время нее. Для этого подойдут такие:

  1. «Котенок Гав»;
  2. «Грибной дождик»;
  3. «Земляничный дождик»;
  4. «Истории облачка Оли».

Самое главное, чего абсолютно нельзя делать – это ругать или стыдить ребенка. Не стоит говорить ему «ты же взрослый». Просто постарайтесь выяснить, с чем связана его боязнь. Возможно, он просто боится громкого звука или слышал о грозе страшную историю и теперь при виде молнии у него возникают пугающие ассоциации.

Также попробуйте, доступным для крохи языком, рассказать ему, что собой представляет гроза и как она появляется. Ведь он не имеет ни малейшего представления об этом, потому и пугается.

А понимая, что это обычное природное явление, как снег, ветер или радуга, ребенок, возможно, перестанет бояться грозу. Только делать это нужно на доступном крохе языке.

Для этого можно найти тематические сказки или стишки.

Не рекомендую обманывать ребенка, утверждая, что гроза совсем не представляет опасности для человека. Ведь так он может отважиться на подвиги и постараться на себе проверить опасно ли это явление или нет. А экспериментировать на себе ни к чему. Достаточно объяснить крохе, что гроза не опасна, если ты находишься в доме и просто наблюдаешь за ней из окна своей комнаты.

Если же в доме кто-то из взрослых тоже боится грозы, то самое главное, не показывать свой страх ребенку. Старайтесь казаться спокойным и даже безразличным к происходящему. Ведь если малыш увидит в ваших глазах страх, то паники не избежать.

Ребенок боится грозы, что делать родителям? Единого для всех варианта решения этой проблемы не существует, ведь каждый малыш индивидуален. Испробуйте перечисленные советы и наверняка, что-то из них вам подойдет.

Если нет, то обращайтесь за индивидуальной консультацией к психологу. Пишите запрос через форму обратной связи.

Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-boitsya-grozy

Страхи и фобии: почему дети боятся своих фантазий и как им помочь

Ребенок боится грозы: как ему помочь

Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru

Однажды ваш ребенок говорит: «Мама, я боюсь».

Не высоты, не упасть или обжечься, не грозы и грома, а декоративной руки на стене, котенка Финдуса, мужчину с большими усами за соседним столом – в общем, совсем неожиданных объектов.

Точнее того, что за ними, того, что скрыто, собственных фантазий. С тех пор, как дети научаются воображать и придумывать, их фантазия, как выясняется, то и дело подсовывает им что-то такое, чего нужно обязательно бояться.

Наталья Зайцева, мама и журналист

Страх – базовая эмоция. Он нужен человеку, чтобы вовремя оценить опасность, чтобы «спрятаться или убежать».

Эта эмоция запускает в организме мобилизующие процессы, готовит его к сверхсильным нагрузкам, к возможностям повреждений, активирует периферическое зрение, сердце начинает биться быстрее – словом, спасайся, малыш.

Но нам уже давно не приходится убегать от диких зверей, поэтому наши цивилизованные страхи обросли специфическими особенностями и поделились на три типа:

  • навязчивые – возникают в определенных жизненных ситуациях (страх высоты, замкнутого пространства, врачей, быстрой езды);
  • бредовые – те, которые объяснить невозможно, самые тяжелые страхи, которые могут указывать на расстройства психики;
  • сверхценные – это экзистенциальные страхи смерти, темноты, одиночества, сюда же относят страхи-фантазии, те самые, которые появляются в воображении ребенка, особенно ярко «живут» в его сне.

Страх собственных фантазий среди этого списка – самый «детский»:  рассудительные взрослые все еще могут бояться смерти или темноты, но редко боятся сказочных или выдуманных персонажей (а если это так, то это, несомненно, клинический случай).

Происходит так потому, что маленький ребенок в определенном возрасте (примерно в два года) знакомится с более сильными, чем прежде, эмоциями, встречает их в окружающем мире, в близком круге и, наконец, в себе самом.

Он оценивает эти эмоции, и для того, чтобы ему научиться с ними правильно взаимодействовать (правильно – в данном случае значит без дальнейших травм), ему нужна постоянная тренировка, то есть столкновение с ними. В конечном итоге, как и миллионы лет назад, – для выживания, только теперь на более сложном уровне.

Именно поэтому страхи часто появляются как будто из ниоткуда – в маленькой голове все время происходят сложные процессы создания пугающих персонажей или ситуаций, о которых взрослые узнают, только когда они вербализуются.

Когда и как нужно спасать ребенка от страхов

Психологи говорят, что делать это нужно совсем не всегда. В первую очередь, нужно внимательно слушать. Дети по-разному говорят о том, чего они боятся.

Одни страхи пугают их в прямом смысле – до дрожи, о других они спокойно сообщают как о чем-то обыденном.

Такой страх скоро уйдет сам, с ним не нужно бороться, это обычная пугающая фантазия, которую создало богатое воображение вашего малыша.

Но если вы видите, что страх парализует ребенка и не дает двигаться дальше в прямом или переносном смысле, если ребенок прячется в вас, залезает на руки и даже плачет – то, конечно, стоит помочь ему это все преодолеть и победить.

1. Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите: да ты что, это же совсем не страшно. Это вам кажется, что это «всего лишь» маленькая волна.

Он же видит, что эта волна только что смыла и уничтожила построенный им дом из камней, а это означает только одно: что она так же может уничтожить и его самого. Все детские страхи (тем более фантазии) – чрезвычайно важны.

Важны не столько своим первоначальным смыслом, сколько родительской реакцией на них. Именно от вас они ждут поддержки, и обесценивание – не совсем то, ради чего они прячутся у вас под мышкой.

2. Защитите, примите, а потом говорите. Лучше всего, если у вас есть возможность, обнимите ребенка и согласитесь с ним: я вижу, что тебя очень испугал этот кит – расскажешь мне, почему? Скорее всего, сразу он не расскажет.

Тогда вам придется признаться, что и вас тоже что-то пугало, когда вы были ребенком, и о том, как ваша мама вас защитила. Пообещать, что и вы обязательно его защитите. Аккуратно выяснить, почему же именно этот персонаж такой страшный.

А потом использовать простые техники, которыми пользуются психологи всего мира.

3. Нарисуйте этот страх. Если ребенку нравится рисовать, попросите его нарисовать то, что его напугало, а затем разберите рисунок подробно.

Выясните, где у этого персонажа глаза, руки, может быть, зубы, обратите внимание, как нарисованы части тела, – ребенок в рисунке всегда выделяет наиболее важное, потому, изображая страх, он наверняка нарисует крупнее то, что пугает его больше всего. После подробного разбора вам станет яснее, с чем именно нужно бороться.

Сочините вместе историю этого персонажа – почему он такой? Почему у него такие большие зубы? Чтобы съесть кого-то? А что он любит есть? Маленьких мальчиков? Кто это сказал? А может быть такими большими зубами удобно грызть яблоки или морковку? Давай нарисуем ему яблоко! Слишком большие руки? Давай подарим ему гитару – пусть он на ней играет! Не нивелируйте страх – очеловечьте его и задобрите. Если в следующий раз ребенок снова скажет, что боится того же персонажа, напомните ему, что вы уже сделали, повторите историю.

4. Сказка про страх. Рисунки не участвуют, зато придется разговаривать. Расскажите ребенку историю, в которой он – главный герой, где он отправляется на встречу со Страхом, но обязательно вместе с Помощником (мамой, папой).

Предлагайте ему самому продолжать рассказ о том, как он победил то, что его пугает, – или, еще лучше, пожалел или подружился с ним. Методы, как в рисунке. Выясните, что больше всего пугает, предлагайте разные варианты причин, почему так случилось, что этот персонаж стал именно таким.

Сказка обязательно закончится добром, и довольно скоро (если не сразу) страх сойдет на нет.

5. Если вы показываете ребенку мультфильмы – обратите на них внимание. Может быть, раздражитель где-то в них. Пересмотрите, найдите и устраните причину.

Читайте книги внимательно, может быть, кто-то из любимых персонажей сделал что-то неожиданное и пугающее, вы не заметили, а ваш ребенок впечатлился.

Обратите внимание на современную детскую литературу, в ней очень много прекрасных книг о проживании детьми страхов, с маленькими персонажами в главной роли – специально для таких случаев.

6. Обратите внимание на себя. Иногда детские фантазии – метафоры ситуаций в семье или близком окружении. Выслушайте ребенка и подумайте, может быть, таким образом он переживает какую-то внешнюю историю. В этом случае самой лучшей помощью будет налаживание микроклимата в доме.

А если это по каким-то причинам невозможно, поговорите с ребенком, осторожно и деликатно объясните ему, почему сейчас всё обстоит именно так. Опять же, не нивелируйте страх, но пообещайте, что будете всегда делать все возможное, чтобы его защищать в любом самом темном лесу.

И конечно постарайтесь сдержать обещание.

В норме детские страхи-фантазии появляются и проходят за три-четыре недели. Если стадия задерживается, перерождается или усиливается, не бойтесь обратиться к детскому психологу.

В раннем возрасте и на ранних этапах детские навязчивые страхи снимаются просто и быстро. Самое главное – не позволяйте детскому страху вызвать в вас, взрослом, страх того, что «с ним что-то не так», не накручивайте себя.

Этот период проходят все дети. Волноваться нужно тогда, когда ребенок не боится ничего.

Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»

Книга московского профессора психологии о причинах возникновения у маленьких детей страхов и возможных способах их устранения.

Марина Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых»

Доцент факультета психологии СПбГУ рассказывает о детской субкультуре «тайных мест» и восприятии ребенком мира взрослых, взаимоотношениях с окружающим пространством – с рождения и до взросления.

Эда ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Американский педагог рассказывает о конфликтных ситуациях между взрослыми и детьми, возникающих, как правило, от недопонимания. Детским страхам посвящена отдельная глава.

Леви Пинфолд «Черный пес»

Детская книга о появлении страха (метафора страха – черный пёс) и его преодолении.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592dbe867ddde8b70fb1aa81/59e45295482677df42555b03

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.