Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать?

Содержание

Ребенок ругается матом: в чем причина и что делать родителям?

Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать?

Вырастить ребенка, который никогда не слышал и не повторял матерных выражений, невозможно. Рано или поздно с этим сталкиваются все родители.

Услышать нецензурщину ребенок может где угодно, даже если в семье используется только «стерильная» речь.

Изолировать свое чадо от соседей, сверстников, телевизора, интернета не получится, да это и не нужно: человек – существо социальное. Что же делать бедным родителям, если их ребенок ругается матом?

Щекотливая ситуация

Да, ситуация не самая приятная. Но одно дело, когда двухлетка в присутствии щепетильной свекрови награждает нелестными эпитетами свои игрушки, а совсем другое – когда подросток откровенно посылает маму «в пеший эротический тур».

И разница не только в наличии или отсутствии зрителей, но и, прежде всего, в возрасте сквернослова. От него зависят причины, по которым ребенок ругается матом, и линия поведения родителей.

То есть, услышав от ребенка мат, нужно сначала разобраться, почему он это говорит, а затем решать, как исправить ситуацию.

Итак, возрастные причины нецензурной ругани следующие:

  • Совсем маленький ребенок – в 2 или 3 года – чертыхается неосознанно. Сейчас активно развивается его речь, и потому он пробует каждое новое слово «на зубок». То есть просто проверяет – получается ли у него повторить то, что он слышит. Значит, где-то он услышал и эти вот «матюги» (которые, с точки зрения артикуляции, произносить даже в этом возрасте довольно просто). Смысл этих слов от него пока сокрыт.
  • В 4–5 лет родители имеют дело с коварным маленьким хитрецом, прекрасно отдающим отчет в том, что он делает. И если такой ребенок матерится, то наверняка осознает, что это – плохо. Скорее всего, мат для него – еще одна уловка из его арсенала ухищрений, помогающих привлечь внимание старших (родителей дома или воспитателей в детском саду). В этом возрасте малыш прекрасно понимает: если на тебя не обращают никакого внимания, сделай гадость – и реакция последует тут же.
  • Бывает, что малыши копируют лексику товарищей из детсадовской группы. Если кто-то из детей выражается таким образом, другие могут брать с них пример (точно так же некоторые дети начинают сюсюкать или шепелявить, подражая сверстникам, даже если до этого разговаривали четко). Либо же такой пример им подает кто-то из старших товарищей. Подражание старшим – естественная стадия развития человека.
  • Дети старше 5 лет считают себя самостоятельными, взрослыми и независимыми. Поэтому могут браниться в качестве протеста против взрослых, чье поведение попирает эту самую независимость. Такой наивный бунт против несправедливости взрослого мира. Виноваты здесь почти всегда сами взрослые, которые в порыве воспитательного воздействия отпускают в адрес ребенка обидные обзывательства. Малышом они воспринимаются как доказательство его собственной ненужности для взрослых. Либо же дети привлекают внимание, чувствуя себя одинокими.
  • Еще одна причина – интерес к собственной физиологии. Дети быстро понимают, что некоторые части тела часто называют «такими» словами, и начинают называть их так сами, считая эти названия правильными.
  • У подростков мат чаще всего является способом самоутверждения в коллективе ровесников, способом заслужить авторитет.

Другие причины брани

Не всегда дети начинают материться в силу возраста – есть и более глубинные психологические причины.

  • Неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Здесь ругательства воспринимаются ребенком как способ самоутверждения, повышения своего авторитета среди окружающих.
  • Если ребенок робок и застенчив, нецензурная брань может выглядеть для него способом борьбы со страхом перед трудностями, возможностью доказать свою самостоятельность и могущество.
  • Ребенок не умеет адекватно выражать сильные отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, сильное разочарование). Ругань помогает получить психологическую разрядку в таких случаях.
  • Малыш просто копирует лексику родителей. Если дома взрослые не «фильтруют» свою речь, ребенок имеет перед собой именно такой ее образец. Даже случайно брошенная нецензурная фраза в семье, где «никогда ничего такого», будет услышана и моментально вписана в детский активный словарь. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – об этом всегда нужно помнить.

Не оставляйте детский мат без внимания. Игнорирование приведет к тому, что ребенок решит: сквернословие ему дозволено, плохого в этом нет. И перестанет стесняться в выражениях вообще, совершенствуя свой навык.

Не ошибитесь!

Выбирая стратегию поведения с ребенком-сквернословом, родителям очень важно не сделать еще хуже. Но, к сожалению, взрослые ошибаются довольно часто, усугубляя ситуацию вместо того чтобы исправить ее.

Чего делать точно не нужно?

  • Бить по губам, заставлять есть соль или перец, мыть рот мылом. Это только еще больше снизит самооценку ребенка, нанесет психологическую травму и сделает вас его врагами.
  • Просто запрещать выражаться таким образом, «потому что я так сказала», «потому что нельзя». Объяснять нужно обязательно. Иначе можно вызвать страх, обиду или желание говорить гадости назло.
  • Потешаться, услышав детское сквернословие. Если ребенок увидит, что вас это забавляет, станет выражаться еще чаще, чтобы доставить вам радость.
  • Выпытывать у малыша, кто его научил, откуда он взял эти гадкие слова. Не скажет, но вашу агрессию запомнит и отдалится.
  • Ругать в присутствии посторонних. Малыш замкнется, озлобится и станет чаще ругаться – назло. К тому же, это психологическая травма: быть пристыженным публично.
  • Пытаться оградить нежные ушки от любой возможности услышать мат. Это просто невыполнимо.
  • Позволять себе выражаться в присутствии ребенка, одновременно запрещая это делать ему. Такой запрет не подействует!

Отучаем правильно

Как же отучить ребенка материться? Если он совсем мал – просто не отмечать эти слова как что-то ужасное, не заострять на них внимание. Как пришли они в детский лексикон, так и уйдут.

С детьми постарше придется потрудиться, но отучить можно и их, если действовать правильно.

Итак, что делать, чтобы исключить нецензурную брань из детского лексикона?

  • Объясняйте, что есть слова хорошие и плохие. А маты – это признак невоспитанности, как поковырять прилюдно в носу или высморкаться на стол. Маты обижают других людей.
  • Показывайте ребенку, что есть более приятные и положительные способы повысить самооценку и чего-то достичь, выделиться: спорт, учеба, творчество.
  • Можно показать авторитетный пример человека, которого ценят и уважают окружающие, но он не матерится.
  • Помогайте решать возникающие жизненные проблемы, не оставляйте его с ними в одиночестве – оно вызывает страх, растерянность, преодолеть которые ребенку помогает ругань.
  • Приглашайте в гости ровесников ребенка, общайтесь с ними, подавая пример нормальной речи.
  • Научите его выражать чувства с помощью адекватных слов, а не матерных, называть части тела цензурно.
  • Объясните малышу, что когда он ругается, вам за него стыдно. Всегда громко извиняйтесь за его маты перед другими людьми, чтобы он понимал, что ставит вас в неловкое положение.
  • Следите за тем, какие передачи он смотрит по телевизору, на какие сайты заходит.
  • Не материтесь сами. Подавайте пример.
  • Не обзывайте сына или дочь в моменты ваших ссор, не наказывайте физически.
  • Старайтесь уделять своему чаду больше внимания, общаться, играть с ним.

Но и этими способами заставить ребенка вообще не употреблять бранных слов не получится. Так уж устроен человек.

Главное, чтобы он четко понимал, в каких ситуациях и с кем этого делать категорически нельзя, а когда это не критично. Ведь мат – это не насилие, не кража, не убийство.

Это одна из неотъемлемых (увы!) сторон нашей жизни. Нужно просто, чтобы ребенок не считал ее слишком значимой и положительной.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/vospitanie/rebenok-rugaetsya-matom

Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать?

Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать?

В развитии фонематического слуха ребёнку помогают крики, бормотание и гудение, которые непосредственно издаёт он сам. Полуторагодовалые дети уже начинают осваивать звукоподражательные изречения, а достигнув двухгодовалого возраста с большим энтузиазмом повторяют фразы, состоящие из двух-трёх слов, а также начинают осваивать грамматику.

Словарный запас малыша значительно увеличивается к трём годам. Если родители не оказывают никакого участия в развитии речи ребёнка, то малыш начинает осваивать язык только к четырём годам. Если ребёнок изолирован от общества, то проблемы в речи могут продолжаться до двенадцатилетнего возраста.

Прежде чем мы ответим на вопрос «ребенок не разговаривает в 3 года», давайте выясним, как он должен говорить в этом возрасте.

Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте

В соответствии с нормами, словарный запас ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста должен быть достаточно насыщенным для того, чтобы малыш смог вести диалог с окружающими его людьми. В данном возрасте ребёнок должен уметь вкратце рассказывать о себе: называть имя, возраст, пол, а также составить простое, содержащее смысл, предложение используя три-четыре слова.

Также малыш должен уметь заменить существительное прилагательным (камень – каменный), быть знакомым с возможностью обобщения слов (лошадь и корова — это животные, майка и юбка — это одежда).

Трёхгодовалый ребёнок должен уметь правильно выговаривать все звуки, за исключением трудных, таких как «Ж», «Ш», «Ч», «Р», «Щ».

Количество слов, употребляемых ребёнком в трёхлетнем возрасте приравнивается к трём сотням, в то время как понимает он примерно около полутора тысяч слов.

Динамике ребёнка, в период развития речи, необходимо уделять особое внимание. Словарный запас чада должен постоянно пополняться, для этого рекомендуется активно общаться с ребёнком и читать ему полезные книги.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и развитие речи у каждого протекает по-разному. Существует несколько признаков, которые без затруднений укажут на наличие задержки развития речи.

Если достигнув трёхлетнего возраста ребёнок до сих пор не научился правильно произносить пять-шесть звуков, то следует проконсультироваться с опытным специалистом, который поможет разобраться в причинах задержки речевого развития и в случае необходимости прибегнуть к услугам логопеда.

Если речь ребёнка слишком быстрая, а также он повторяет слоги единого слова, то это свидетельствует о заикании. В таком случае консультация логопеда и невропатолога обязательна.

Следует учитывать тот факт, что мальчики развиваются значительно медленнее, чем девочки. Поэтому, не всегда проблемы с речью у мальчиков, говорит о каких-либо отклонениях.

Если дитя не может запомнить лёгких текст, не воспринимает текст при чтении вслух, а также не может его пересказать, то это является первым признаком того, что у ребёнка присутствуют задержки в речевом развитии. Проблемы со слухом также могут отразиться на речи ребёнка.

Это выражено тем, что чадо не может определить источник исходящего звука, а также делает звук музыки громче, чем прочие члены семьи. Разобраться с данной проблемой помогут опытные психолог, психотерапевт и педиатр-терапевт.

Чтобы разговорить «молчуна» вам потребуется много терпения, внимания и любви

Часто, причиной заторможенного развития речи может стать непосредственно лень ребёнка. При отсутствии физиологических и психологических проблем в речевом развитии, ребёнок действительно может говорить очень мало и невнятно из-за лени. Исправить данную проблему можно создавая для ребёнка такие ситуации, в которых он точно не сможет уйти от ответа.

К примеру, можно задать ребёнку вопрос о том, чем он хочет полакомиться в обед или хочет ли он пойти на прогулку вместе с бабушкой. Наличие кивка или краткого ответа куда более хорошо, чем молчание. Также следует активно обсуждать с ребёнком то, что происходит вокруг, тогда со временем ребёнок вовлечётся в разговор.

С детьми обязательно следует выполнять различные упражнения для развития мышц языка, также работать над произношением и интонацией, громкостью речи и правильностью ударения.

Если малыш долго не говорит, родителям стоит узнать о заболеваниях, которые проявляются таким образом. Что такое дизартрия и как заметить ее вовремя читайте на сайте по нашей ссылке.

Почему малыш не говорит?

Задержка в общем развитии ребёнка соответственно отражается и на развитии речи. Однако существует несколько причин того, почему ребёнок не желает вступать в диалог.

Все причины нарушения речи можно разделить на физиологические — связанные с проблемами речевого аппарата, психологические — обусловленные особенностями психики ребенка, психологической обстановкой в семье и социальные — связанные с социальным благополучием семьи.

Физиологические причины

  • Первой достаточно серьёзной физиологической причиной этому являются проблемы со слухом. Если чадо плохо слышит, то и непосредственно плохо воспринимает слова, которые произносят окружающие. Началом данной неприятности является нарушение в произношении, что в конечном итоге приводит к задержке в речевом развитии и поэтому ребёнок начинает разговаривать очень поздно.
  • Также немаловажным является тот факт, что данная проблема может быть наследственной. Поэтому не стоит переживать, если родители чада оба начали разговаривать достаточно поздно. Однако если трёхлетний кроха не говорит хотя бы простыми предложениями, то наследственность тут не причём.
  • Недоношенность или же перенесение тяжелой болезни во младенчестве также могут являться последствием задержки в развитии речи детей, так как прежде всего это оказывает отрицательное воздействие на нервную систему младенца. Сюда же входят гипоксия, родовые травмы, а также интоксикация медикаментами.
  • Проблемы в работе артикуляционных органов, укороченная уздечка языка, пониженный тонус органов артикуляции и мышц лица блокируют возможность произношения звуков, тем самым и задерживают речевое развитие.

Социальные причины

  • Первой социальной причиной задержки в развитии речи у детей является отсутствие стимула и мотивации. Чрезмерное внимание и забота родителей отбивают у детей стремление рассказать о своих желаниях и потребностях. Это происходит по причине того, что родители понимают своих детей по жестам из-за предвосхищения всех желаний чада, поэтому ребёнок даже не старается выражать свои мысли при помощи слов. Здесь, главным является создание мотивации для ребёнка.
  • Однако, полное отсутствие внимания и заботы от родителей также оказывает отрицательное воздействие на развитие речи, так как ребёнку неоткуда учиться новым словам. Всё, что окружает малыша – это фоновой звук телевизора и мобильного телефона.
  • Позже своих сверстников также начинают разговаривать те дети, члены семьи которого говорят на двух языках. Ребёнку трудно усвоить слова разных языков одновременно, они могут понимать родителей, но при этом не разговаривать.

Психологические причины

  • Психологической проблемой является чрезмерная требовательность. Часто встречаются ситуации, когда после того, как кроха сказал своё первое слово, родители настойчиво требуют, чтобы ребёнок повторил его вновь и вновь. Лучше всего следует ребёнка мотивировать, а не создавать давление.
  • Дети, которые растут в жестокой и неблагоприятной семье также начинают говорить очень поздно. Чадо, которое видит жестокое обращение, побои, крики, ругань родителей и прочие нерекомендуемые семейные сцены, отказывается говорить очень долго, так как всё это отпечатывается на его психике.

В следующем видео рассказывается также о других причинах молчания ребенка:

Нарушения речи

Причин нарушения речи существует очень большое количество и встречаются они как у детей, так и у взрослых.

К органическим причинам нарушения речи относятся непосредственно все физиологические проблемы: наследственность, тяжёлые заболевания, недоношенность и тому подобное. Функциональными причинами является патология работы органов, задействованных в речи. Эндокринные причины отвечают за психомоторное развитие детей.

Стоит также помнить, что помимо всего этого, на развитие речи детей может влиять даже окружающая среда.

Дизартрия

Дизартрия является тяжелым нарушением речи, которое сопровождается расстройством артикуляции, дыхания речи, фонации и интонации речи, в результате чего речь теряет свою четкость и ясность.

Данное нарушение не является достаточно распространенным среди детей, однако в логопедии является одним из часто встречающихся нарушений устной речи.

Дизартрия также изучается неврологами и психиатрами, так как в механизме данного нарушения заложены органические поражения нервной системы.

Афазия

Афазией является приостановление уже имеющейся речи, которое вызвано органическими поражениями головного мозга и его речевых зон. Данное нарушение встречается у детей, достигших трёхлетнего возраста и старше. Афазия является достаточно серьезным нарушением, так как в данном случае страдают все виды речи, также задействованы и двигательные, и сенсорные, и личностные сферы.

Обратной стороной данного нарушения является Алалия, которая в отличие от Афазии заключается в том, что проблемы в развитии речи у чада возникли изначально.

Моторная алалия

Моторной алалией называют нарушение в развитии экспрессивной речи и чаще всего встречается у мальчиков. Выражаться данное расстройство может как полным отсутствием экспрессивной речи, так и незначительными погрешностями в фонетике и грамматике. Данный синдром из моторной формы может перерасти в сенсомоторный или мотосенсорный из-за поражения речевых центров.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия встречается гораздо реже, чем моторная. Чаще всего встречается в смешанном виде сенсомоторной алалии или же возникает на фоне других нарушений, например, дизартрии. Данное нарушение является малоизученным, однако из-за многочисленного характера выражения, логопеды склоняются к переименованию данного нарушения в сенсорную дезинтеграцию

Иногда причиной нарушений бывает аутизм, чтобы его исключить, необходимо пройти обследование у специалистов.

Обследования

Если родители заметили у своего малыша нарушения в речевом развитии, то в первую очередь следует обратиться к педиатру, который проведёт комплексную диагностику и установит потенциальные проблемы.

Далее, в зависимости от состояния проблемы, педиатр должен дать направление к одному из специалистов: отоларингологу, логопеду, психиатру или неврологу.

Данные узкопрофильные специалисты в ходе процесса диагностики, установят точный диагноз задержки в развитии речи, независимо от других всевозможных нарушений общего развития.

Источник: https://yazdorov.win/beremennost/rebyonok-rugaetsya-matom-kak-otuchit-i-kakih-oshibok-nuzhno-izbegat.html

Как отучить ребенка ругаться матом?

Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать?

Взрослые не матерятся при детях, дети не матерятся при взрослых.
Забавная игра общества в приличных людей.

Причины употребления мата маленькими детьми. Сознательно или несознательно?

Здесь вопрос, скорее, возрастной, чем моральный. Все зависит от того, насколько ваша кроха понимает то, что сказала. Не обязательно должно быть понимание смысла изречения, главное — известно ли ребенку, что сказанное слово — «плохое». Если да, читайте дальше; если нет, вздохните спокойно и тоже читайте, в будущем может пригодиться.

Малыши двух-пяти лет очень часто просто бездумно копируют изречения старших, более «развитых» сверстников. В этом случае можно либо совсем не обращать внимание на употребление мата, либо объяснить, что слово это — не совсем то, что бы вы хотели слышать. «Мама ведь такого не говорит?!». Из этого следует первый совет — будьте примером для малыша. Следите за речью!

С ребенком пяти-восьми лет стоит поговорить о сказанном слове. Попросите объяснить это слово: возможно, кто-то из товарищей рассказал об определенных сторонах жизни взрослых людей, рассказал, как называются те или иные части тела, а ребенок, не до конца понимает смысл или не знает других, приличных, слов для обозначения этих понятий.

Количество матерных слов, которые знает ребенок, от этого не уменьшится, но ведь задача стоит иная: чтобы не произносил, а не чтобы забыл…

Наказывать ли малыша за мат?

Бить детей — наращивать проблемы. Вы показываете этим то, что прав тот, кто сильнее. А что вы будете делать, если эта «палка о двух концах» ударит вас? Действовать нужно только словом, никак не кулаком и не ремнем.

Мат в подростковом возрасте

В старшем возрасте, когда дети уже прекрасно понимают, что такое мат и как нужно вести себя в том или ином обществе, избавиться от выражений будет труднее.

Нужно превратиться из строгого родителя в верного друга и выбирать аргументы можно на свой «вкус»: не модно, пошло, не культурно, не подобает учащемуся ВУЗа, не по-мужски показывать эмоции, не по-женски материться как сапожник… Подход должен быть индивидуальным! 

Найдите источник мата в окружении ребенка: может быть, это кто-то из родственников или знакомых, какая-то передача по ТВ (хотя мат на ТВ сейчас запретили), сообщества . Конечно, полностью изолировать ребенка от источника не получится, да и не стоит, но высказать свое отношение к нему, уменьшить авторитет в глазах ребенка — можно.

Причины употребления матерных ругательств подростками

  • Первая причина, по которой ребенок начинает материться — наличие живого примера рядом. Если кто-то в семье регулярно приправляет рассказ крепким словцом, и это не воспринимается отрицательно, ребенок тоже может начать употреблять матные слова. Важна ваша реакция: если вы против употребления мата, так и скажите.
  • Причина вторая — на зло. Здесь все гораздо хуже, нужно сначала возобновить авторитет, добиться понимания, «склеить» отношения, а после уже разбираться с матом.
  • Причина третья — самоутверждение. Почему-то крутой дядя из современных фильмов — это наглый, небритый, зачастую лысый, курящий и матерящийся человек. Ведь именно за такими «перцами» бегают девушки. Во дворе подросток дополняет образ запахом бензина от старого мотоцикла, перегаром и синяком, полученным во вчерашней драке. Разве не мечта?! Для мамы, конечно же, нет. В этом случае я бы рекомендовала сменить круг общения со сверстников на взрослых самодостаточных мужчин. Они могут показать на своем примере не киношные успехи, а реальную жизнь, к которой надо стремиться. Единственное предостережение — тщательно подбирайте кадры!
  • Причина четвертая — из интереса. Как отреагирует прохожий? Что скажет бабушка на лавочке? Что сделает учитель? Все дети по своей натуре испытатели и изобретатели. Им все кажется интересным. Здесь стоит опять же побеседовать о том, что мат не приятен людям, просто кто-то воспринимает это болезненно, а кто-то скрывает эмоции.
  • Мат — это также выражение сильных негативных эмоций: страха, обиды и других переживаний, поэтому уделите максимум внимания ребенку, возможно, он ругается матом не «просто так», а таким образом вырывается наружу его внутренняя боль и переживания. Поговорите по душам с ребенком, понаблюдайте за ним, проведите вместе время, съездите отдохнуть или на выставку. Если в семье никто не ругается матом, хорошие отношения между родными и ни у кого нет проблем, то и смысла ругаться матом у ребенка нет, разве что в качестве попытки применить на себя очередную роль взрослого, но это «пройдет».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/90-1-0-5358

Почему дети начинают ругаться?

Можно выделить несколько причин того, что ребёнок употребляет нецензурные выражения:

  • Это, как и многие другие проявления агрессивного поведения, является механизмом привлечения внимания взрослых, в частности, родителей;

Почему ребёнок начинает ругаться матом в детском саду? В этот период он испытывает острую нехватку родительского внимания. А произнесение плохих слов – беспроигрышный вариант для того, чтобы его получить, пусть и не в самом лучшем виде.

  • Ребёнок копирует поведение взрослых (мамы, папы, бабушек, дедушек). Поэтому почаще следите за своей речью;
  • Пытается подражать другим детям или героям фильмов, книг. Желание быть похожим на них проявляется чаще всего в копировании жестов, речи и манеры говорить;
  • Использование ругательств может выступать способом борьбы со страхом, особенно если источником его выступает другой человек. С помощью грубых выражений, ребёнок старается выглядеть сильнее, внушительнее, хочет напугать обидчика;

Читайте статью по этому вопросу: Ребенок боится других детей>>>.

  • Хочет таким образом справиться с негативными эмоциями;

Ребёнок ещё слабо контролирует своё состояние. А со стороны ему, вероятно, приходилось наблюдать, как взрослые в трудных ситуациях (когда злятся, испытывают боль, страх, стресс и т. д.) могут высказаться грубо – и вроде легче становится.

Эта модель поведения проста и дети её нередко демонстрируют.

  • Протест против действий родителей. Ругаясь, ребёнок может мстить им за несправедливое к себе отношение, особенно, если к нему применяются физические наказания, грубые выражения, критика личности и др.

Особенности ругани в разном возрасте

Чтобы понять, как отучить ребёнка ругаться матом, важно представлять различия в использовании плохих слов, в зависимости от возраста.

  1. В 2-3 года употребление нецензурных выражений является случайным. Ребёнок не осознаёт их, так же, как и то, зачем произносит. В этом возрасте он учится говорить и часто копирует всё, что слышит вокруг;
  2. В 4-5 лет дети используют ругательства, чтобы привлечь внимание родителей;
  3. После 5 лет произнесение матерных слов носит характер протеста и желания выразить своё «я», казаться взрослым;
  4. Подростки могут ругаться по нескольким причинам. Это и способ выражения бушующих эмоций и желание привлечь внимание, продемонстрировать родителям свою взрослость и самостоятельность.

Многие стремятся, с помощью грубых высказываний, самоутвердиться в компании сверстников, стать там «своими».

Чего нельзя делать родителям?

  • Использовать жёсткие запреты и грубость в ответ;

Нельзя затыкать ребёнка: «Да как ты смеешь!», «Чтобы я больше такого не слышала!» и т. д. Авторитет свой этим вы не поднимете, а вот страх у малыша может закрепиться, особенно, если матерные слова он произнёс неосознанно.

О том, как повысить материнский авторитет и свести к минимуму капризы ребенка, смотрите в интернет-курсе Мама-главная!>>>

  • Применять физические наказания (в том числе, шлёпанье по губам): они могут привести к появлению различных комплексов у ребёнка, вплоть до заикания;
  • Ругать малыша за мат, говоря, что детям плохие слова употреблять нельзя, но продолжая использовать их в собственном («взрослом») лексиконе;

Ребёнок в таком случае делает вывод, что нецензурные выражения – это признак взрослости, надо говорить их чаще – тогда быстрее можно вырасти.

  • Реагировать смехом. Это верный признак того, что вы поощряете поведение малыша и, скорее всего, ему вновь захочется вас повеселить;
  • Критиковать детей, в присутствии других людей. Публичное осуждение всегда вызывает множество негативных эмоций, не принося нужного эффекта.

Как отучить ребёнка ругаться

  1. Когда решаете, что делать, если ребёнок ругается матом, в первую очередь выясните причину такого поведения;
  • Возможно, он всеми силами пытается завоевать ваше внимание;
  • А, может, испытывает сильный стресс?
  • Очень велика вероятность, что малыш копирует чьё-то поведение. Или он начал ходить в садик и приносит домой разные новые слова (в том числе ругательные), значения которых он не знает.
  • По этой теме на сайте есть статья: Адаптация к детскому саду>>>.
  1. Перестаньте сами использовать нецензурные выражения. Вы пример для ребёнка. И чем он младше, тем сильнее вам подражает;

Притом, не думайте, что если вы отошли немного в сторону от своего малыша, чтобы поболтать с друзьями или делаете это в соседней комнате, то он вас не слышит.

К ругательствам и словам-паразитам дети подчас проявляют особую чуткость. Поэтому всерьёз задумайтесь над очищением своей речи.

  1. Если ребёнок совсем маленький (2-3 года) и вы услышали от него неприятные выражения, то не заостряйте на них внимание (если, конечно, они не произносятся слишком часто). Скорее всего, это — случайные слова или звуки, которые скоро забудутся;
  2. Если малышу больше 3 лет, то нужно спокойно объяснить ему, почему детям нельзя ругаться матом;
  • Обратите его внимание на семью, напомните, что мама и папа не говорят плохих слов, только хорошие;
  • Приведите примеры разных приятных и добрых слов, вызывающих радость, улыбку;
  • Поделитесь своими эмоциями и скажите, что очень расстраиваетесь, когда слышите, что малыш ругается. Сообщите также, что от плохих слов можно заболеть, потому что они злые.
  1. Приведите авторитетные примеры;
  • Для подростков можно приводить конкретные ситуации из жизни. На своём примере или примере других родственников можно показать, какую положительную роль играет умение говорить, не используя грубые выражения и слова-паразиты.
  • Вспомните какой-нибудь случай, когда даже случайно сказанное ругательство отрицательно сказалось на отношении к вам (на общении, карьере и т. д.);
  • Откровенно поговорите с подростком о том, что есть множество других способов самоутверждения среди сверстников, кроме, как употребление матерных слов.
  1. Не подавляйте эмоции ребёнка, а позволяйте их правильно выражать;

Чем раньше он научится их понимать и принимать, тем эффективнее сможет управлять своим состоянием, не используя плохие слова. Так отучить ребёнка ругаться будет намного легче.

  1. Дошкольников и младших школьников можно отучать от грубых выражений с помощью сказок, легенд, притч, мораль которых в том, что ругаться – это плохо и стыдно;
  2. Что делать, если ребёнок ругается матом в школе?
  • Если вам об этом сообщает учитель, то уточните, как часто и при каких условиях он слышит от ребёнка грубые выражения;
  • Следите за тем, с кем он общается и дружит;
  • Важно выяснить, использование школьником мата – это подражание другим ученикам, преодоление своей застенчивости или противостояние каким-то обидчикам.

В любом случае необходимо будет доверительно поговорить с ребёнком о том, почему он начал ругаться и что сквернословие не красит людей и не позволяет добиться успеха.

Помните, что терпение, искренность в общении с ребёнком, уважение его личности, желание понять его чувства и поддержать в любой ситуации всегда принесут больше пользы, чем критика и жёсткие меры, даже в таком непростом деле, как отучение от ругательств.

Источник: https://uroki4mam.ru/kak-otuchit-rebenka-rugatsya

«Мой ребёнок матерится как сапожник»

Ребёнок ругается матом: как отучить и каких ошибок нужно избегать?

«Как он разговаривает со своими друзьями — это же ужас! Мат через слово». Впервые услышать от своего ребёнка ругательство — настоящий шок для родителей. Почему подростки ругаются матом при друзьях, в школе и даже дома и можно ли что-то с этим сделать — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Выразить невыразимое

Прежде чем задаваться вопросом, почему подростки ругаются матом, нелишне будет задуматься: а для чего нам самим нужен мат? Сама природа запретных слов парадоксальна. Только представители homo sapiens догадались придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на некоторые из них табу.

Зачем придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Ругательства ведь никуда не исчезают из языка, и знание о них передается из поколения в поколение. Можно сделать логичный вывод, что «сильные» слова используются для выражения столь же сильных эмоций.

Чаще всего это чувства отрицательные: злость на грани с яростью, отчаяние, крайняя форма неодобрения, но иногда и позитивные — восхищение, поощрение, удивление.

Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью.

Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами — как своими, так и чужими.

Использование обсценной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Что делать.

Задумайтесь вот о чем: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Чтобы уметь описывать свои переживания словами, ваш сын или дочь должны иметь перед глазами модель такого поведения

Возможно, вам придется учиться этому вместе с ребенком, но, поверьте, это сослужит хорошую службу и вам, и ему.

Говорите о том, как вы рады или устали, потому что на работе был тяжелый день, вы рассержены на хамское поведение водителей на дорогах или грустите о том, что весна никак не наступит. Особенно сложно бывает выражать свои чувства напрямую другому человеку.

Простой способ — использовать так называемые «Я-сообщения», то есть говорить от первого лица и о себе: «Мне нравится, как ты…», «Я не люблю, когда».

«Мы — подростки, и мы другие. Мы уже не дети — детям так говорить не позволено. Но мы и не взрослые с их лицемерной вежливостью, иерархией, необходимостью подчиняться правилам».

Действительно, тинейджеры оказываются в некоторой степени маргиналами: они точно уже не дети, но еще и не взрослые, еще не сформировали устойчивую систему представлений о себе и мире, но уже имеют на все собственное мнение, еще не научились зарабатывать, но уже нуждаются в личных деньгах.

Матерная ругань становится способом отделить себя от остального мира, чем-то вроде запретного языка подростковых компаний.

Что делать.

Подростковый негативизм — в целом нормальное явление. Если вы случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, возможно, не стоит делать из этого трагедию. Не нужно устраивать подробное расследование: «Твои друзья ругаются матом? А ты? И что, вот так у вас в компании принято выражаться?».

Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку

Вместо того, чтобы подбирать нужное выражение, так легко заменить его крепким словцом! Но случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в институт, при знакомстве с парнем или девушкой. Мат расценивается людьми как грубость и словесная агрессия — это нужно учесть, когда употребляешь подобные слова.

Большинство тинейджеров используют табуированную лексику в разговорах со сверстниками — кто-то чаще, кто-то реже. Демонстративно ругаться при взрослых — это уже агрессивный протест, вызов. У родителя, который впервые услышал брошенное в лицо матерное слово, случается шок: «Да как он посмел?».

Прежде чем принимать какие-то меры, следует разобраться, против чего протестует подросток.

Понятно, что в такой ситуации велико искушение сразу перейти к санкциям: он нарушил правила, возможно, оскорбил кого-то из родителей или педагогов.

Но подобный поступок — симптом неблагополучия, и лучше разобраться с его причинами сейчас, чем усугублять ситуацию и иметь дело с более серьезными последствиями.

Три совета родителям:

1. Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т. п.

К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их».

«Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2. Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы — «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3. Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Привлечь внимание к проблеме

Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак».

Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными.

Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…

Что делать.

Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

При словах «ругается матом в школе» мы скорее представим отпетого хулигана, двоечника и прогульщика с сигаретой. Но протестное поведение не всегда связано с отношением ребенка именно к учебе.

Троечник может совершенно спокойно доучиться на положенные ему тройки до выпускного, а отличник — вдруг взбунтоваться, поняв, что физик, кроме своих любимчиков, никого не замечает, как ни старайся, а учительница географии поддерживает травлю самой тихой девочки в классе, потому что сама ее невзлюбила.

Подростковый возраст — время, когда юный человек открывает для себя взрослый мир, и открытия эти часто совсем не приятные.

Что делать.

Поговорить с сыном или дочерью о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что он может сделать. С одной стороны, фаворитизм в классе — это действительно обидно. Учитель может поощрять своих любимых учеников и не замечать других талантливых ребят. И закрывать глаза на травлю нельзя ни в коем случае.

Но поможет ли матерное слово, брошенное в лицо педагогу, исправить оценки по физике или улучшить положение одноклассницы?

Умение решать сложные проблемы, в том числе иметь дело с несправедливостью — признак успешного взрослого человека. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами разрешали подобные ситуации.

Возможно, это было не в школе, а уже в институте или на работе. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях: «Я подумал, если я сейчас отвечу начальнику вот так — будут такие-то последствия.

Но тогда… И я решил…».

И обязательно обсудите ту ситуацию, которая волнует вашего ребенка. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?»

Матерная ругань дома, в лицо родителям — очевидное нарушение подростком правил. Нередко оно свидетельствует о том, что сами правила и границы семейной системы устарели. Разумеется, не те, которые запрещают обсценную лексику, а более глобальные — те, что регулируют права и обязанности членов семьи.

Родители часто не успевают за происходящими изменениями: ребенок превращается в юношу или девушку, а с ним до сих пор обращаются, как с восьмилетним. Не стучат, заходя к нему в комнату, не принимают его мнение в расчет, не выделяют карманных денег.

В некоторых семьях к детским правам прилагаются и детские обязанности, в других взрослые демонстрируют очевидное противоречие: «Ты уже взрослый, сам договаривайся с учительницей», но «Домой к девяти, мал еще допоздна гулять».

У подростка, находящегося в непонятном положении «выросшего ребёнка», такая несправедливость вызывает закономерный протест. Но он не обладает ни должным авторитетом, ни достаточной степенью рефлексии, чтобы выразить это прямо.

Поэтому протестует при помощи девиантного поведения: «Вы не хотите замечать, что я уже взрослый? Тогда я буду вас шокировать, произнося слова, которые детям знать не полагается».

Что делать.

Родителям может быть в какой-то мере выгодно застревание ребенка в детстве: пока он не повзрослел — мы как будто не постарели. К тому же можно не менять устоявшиеся порядки, не пересматривать внутрисемейные правила, не делить территорию с почти уже взрослым человеком.

Но в итоге это вредит и старшим членам семьи, и подростку. Семья не переходит на следующую ступень развития, а подрастающие дети не осваивают новые сферы возможностей и новые области своей ответственности.

Именно такой подход в итоге способен привести к самодеструкивному поведению, подростковой беременности, неуспешности в учебе (а позже и на работе: у «вечных подростков» проблемы с иерархией).

Тинейджер яростно борется с рамками, которые стали ему тесны, но совершенно не чувствует ответственности за сделанный выбор, и последствия поступков поэтому тоже не просчитывает. Застрять в этом бунте можно на десятилетия.

Простого решения здесь не существует, поскольку явно требуется перестройка отношений внутри семьи. Делать это безопаснее вместе с психологом.

Если хотите попробовать самостоятельно, нужен честный «семейный совет», на котором будет определено: какие правила устарели, каким образом их можно изменить и на каких условиях. К примеру, подростку разрешено раз в неделю оставаться ночевать у друзей, если предварительно он познакомит с ними родителей; разрешено задерживаться в гостях до 11 вечера, если выполнены остальные обязанности, а старшие предупреждены заранее, и так далее. Тинейджер на этом совете должен иметь полноправный голос.

Взросление ребенка — не то, чему нужно изо всех сил противодействовать. Это долгий и поэтапный путь, на котором хорошо иметь поддержку родителей.

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/9012685-abuse

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.