Зачем и как носить ребёнка на руках?

Содержание

Как правильно держать новорожденного: на руках, во время кормления, при купании: 5 главных правил

Зачем и как носить ребёнка на руках?

Последнее обновление статьи: 28.03.2018 г.

Общие правила

  1. У детей очень слабо развиты мышцы шейного отдела позвоночника, и головку ребёнок первого месяца жизни самостоятельно держать не может. Отсюда следует: прежде чем взять малыша, необходимо помнить, что одной рукой поддерживаем голову.

    Если этого не делать, можно повредить шейный отдел.

  2. Нельзя ребёнка первых трёх месяцев держать за руки или за ноги. Мышцы и связки так нежны, что можно их повредить.
  3. Лучше малыша первых месяцев жизни пеленать. Так маме будет спокойней, а малышу комфортней.

  4. К кроватке подходить всегда с разных сторон, чтобы ребёнок поворачивал голову и не развивалась кривошея.
  5. Одной рукой вы придерживаете спинку, второй — шею и голову.

Груднички всегда чувствуют мамино тепло и настроение.

Поэтому, когда ребёнок на руках, нужно улыбаться и дарить только положительные эмоции.

  • в горизонтальном положении;
  • «столбиком»;
  • на плече;
  • животом вниз.

Так носят детей большинство мам. Одну руку необходимо подкладывать под спинку и грудь малыша, а второй придерживать ягодицы. При поднятии ребёнка аккуратно следить, чтобы голова была фиксирована на мамином локтевом сгибе.

Как правильно носить ребёнка столбиком?

Самая важная поза ношения малыша на руках. У грудных детей слабо развит кардиальный отдел желудка. Поэтому после еды в положении лёжа молоко или смесь могут из желудка вытекать в пищевод, и тогда ребёнок срыгивает.

После кормления ребёнка надо аккуратно держать столбиком, прижав к себе. Это помогает ему срыгнуть лишний воздух. Держать новорождённого столбиком необходимо минут 5-10 после каждого кормления.

Как держать новорождённого в позе «на плече»?

Ребёнка следует положить животиком на своё плечо, придерживая одной рукой ягодицы, а другой — плечи и головку.

Также эта поза способствует укреплению мышц шеи и стремлению младенца к поднятию головы, чтобы рассмотреть, что происходит у мамы за спиной.

Поза «животиком вниз»

Такая поза не очень распространена среди мам. Необходимо согнуть руку и расположить её под грудкой ребёнка. При этом шея и головка младенца будет расположена около локтя, ладонью же мама придерживает живот малыша.

В этом положении очень удобно укачивать грудного ребёнка. Также это тренирует мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника. Тренируются мышцы шеи, что, опять же, даёт возможность ребёнку учиться удерживать головку.

Укладывание малыша в кроватку

Если ребёнок заснул на руках, то необходимо немного наклониться над кроваткой, сначала убрать из-под малыша одну руку, затем другую. Движения совершаются в обратном порядке по сравнению с тем, как вы его берёте.

Чтобы не разбудить малыша своим резким уходом, некоторое время постойте рядом.

Самая успокаивающая процедура для малыша — это купание перед сном.

Для начала необходимо подготовить для этого:

  • ванночку;
  • воду температурой 37 градусов;
  • полотенце;
  • шампуни, детское мыло;
  • настой успокаивающих трав.

В первый месяц купания малыша можно заворачивать в пелёнку и окунать вместе с ней в воду. Можно использовать специальную горку или держать малыша на руках.

Расположите ваше предплечье и кисть под спинкой ребёнка, а другой рукой вымойте его. В процесс можно вовлечь папу или бабушку.

Сначала вымойте грудь, живот, затем ручки и ножки. Голова моется в последнюю очередь. Её следует ополаскивать аккуратно, чтобы вода с мылом не попала в глазки. После мытья ребёнка следует его ополоснуть и аккуратно, придерживая свободной рукой головку, вынуть из воды и закутать в полотенце.

Как правильно держать ребёнка во время кормления?

Кормить малыша грудью мама может:

В первом случае садитесь поудобней, под спину лучше что-нибудь подложить. При кормлении одной рукой вы берёте малыша так же, аккуратно придерживая шею и голову, прижимаете к себе.

У грудничков очень хорошо развит поисковый рефлекс. Стоит только щёчкой задеть мамину грудь, малыш сразу начнёт искать сосок, чтобы взять его в рот.

Обращайте внимание: носик малыша не должен упираться в грудь, чтобы он мог свободно дышать.

Второй свободной рукой можно придерживать поясницу и ягодицы ребёнка.

Следите, чтобы во время кормления голова не запрокидывалась назад, иначе молоко может попасть в дыхательные пути.

Многие мамы очень любят, особенно по ночам, кормить детей, лёжа на боку. Это даёт маме возможность хотя бы немного отдохнуть и поспать.

Мама кладёт ребёнка возле себя на бочок и кормит. На спину потом ребёнка класть нельзя, так как при срыгивании он может поперхнуться.

Подмывание малыша

Бывают ситуации, когда нет необходимости купать всего ребёнка, а надо только подмыть ягодицы или промежность. Держать новорождённого при подмывании вы можете следующим способом.

Правой рукой взять ребёнка под грудку и живот, то есть положить его себе на ладонь. Второй же рукой под проточной водой подмываете. Либо также это можно делать над тазом.

Как можно держать грудничка при одевании?

Новорождённого ребёнка лучше пеленать. Так при вздрагивании он не будет пугать себя ручками и случайно не сможет поцарапать или ударить себя по лицу.

Ребёнка в 2 месяца уже можно оставлять в распашонке и ползунках. Одевать лучше лёжа.

Сначала нужно вдеть одну ручку в рукав, затем приподнять спинку и одеть вторую ручку. В этом возрасте малыш уже более уверенно держит голову. Ползунки надеваем также лёжа.

Ребенок 3 — 4 месяца уже смело переворачивается на животик, и процесс одевания проходит немного легче. Также малыша можно одевать, держа вертикально с помощью папы или бабушки.

Категорически нельзя:

  • брать ребёнка за кисти, стопы;
  • детей первых месяцев брать за подмышечные впадины, не придерживая головку;
  • кричать на ребёнка.

В любом возрасте малыша никогда не повышайте на него голос и не ругайте без причины. Беря малютку на руки, делайте это с большой любовью.

Как можно чаще носите ребёнка на руках, не слушайте никого, что это вредно, что дети привыкают. Так малышу будет проще и быстрее адаптироваться к новым условиям среды, чувствуя тактильный контакт с мамой.

Оценка статьи:

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/kak-pravilno-derzhat-novorozhdennogo

Зачем носить ребенка на руках? – value

Зачем и как носить ребёнка на руках?

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело малыша находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другой мир, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его мамы.

Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.

Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к условиям внеутробной жизни.

Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и младенца в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.

К моменту рождения из пяти органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций.

Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям и поэтому его нужно как можно чаще носить на на руках.

Носить ребенка на руках — это эмоциональный и физический контакт с мамой

Природа наделила новорожденного способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой.

Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушений речи, к энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его мамой, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействие с окружающим миром.

Малыши, которых мало носили на руках, часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой. Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без мамы.

Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения.

Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с мамой. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Ручной ребенок — это хорошо или плохо?

Носить ребенка на руках нужно как минимум от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев).

С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках.

Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием его здоровья.

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Они опережают других малышей по показателям нервно-психического развития. Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

У «ручных» детей, как правило, быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, они демонстрируют богатство эмоций.

Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств (улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д.

) и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Они спокойнее. Прикосновения  снимают стресс. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Они лучше себя чувствуют. Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик.

Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша.

Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой.

Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам.

С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке.

Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни

У них формируется тесный контакт с мамой. Постоянная близость с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего малыша на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Когда и как носить ребенка на руках?

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно «считывает» язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком, чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.

Общение мамы с малышом не должно происходить исключительно во время ухода за ним (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких деток надо брать на руки при любом плаче, когда у них появляется в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны.

Как правило, долго плачут те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети? При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к родителю, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Для того чтобы мама могла вести активную жизнь (ходить в магазины, музеи и т.д.) или заниматься домашними делами и при этом не разлучаться с ребенком, существуют различные приспособления для ношения младенцев. Например, слинг. Это держатель из ткани, с помощью которого женщина может носить ребенка на себе сразу после его рождения и до 2 лет.

Чем удобен слинг?

В нем ребенок может находиться в разных положениях, наиболее комфортных для его возраста.

Малыши, как правило, хорошо засыпают в слинге.

В слинге легко кормить малыша грудью незаметно для окружающих.

Он комфортен для мамы и равномерно распределяет нагрузку на спину.

По материалам журнала «9 месяцев»

Источник: http://value-psychology.com/zachem-nosit-rebenka-na-rukah/

Как нужно правильно носить грудничка и брать на руки

Зачем и как носить ребёнка на руках?

В первые шесть месяцев жизни младенец много времени проводит на руках. Это неудивительно: физический контакт с мамой является важнейшей потребностью маленького человечка.

Чтобы понять, как правильно носить грудничка, нужно учитывать самый важный фактор – возраст ребенка.

Но каждый малыш индивидуален, некоторые детки опережают ровесников по физическому развитию, и это тоже необходимо иметь в виду.

Прежде чем выбрать удобное положение ребенка на руках, следует ознакомиться с универсальными рекомендациями:

  • приблизительно до 3 месяцев малышу тщательно поддерживают голову;
  • ребенка любого возраста поднимают обязательно двумя руками, осторожно и плавно;
  • до 2 месяцев младенца нельзя держать за подмышки;
  • пока ребенок не научился сидеть (примерно до полугода), желательно не брать его на руки в положении сидя, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на позвоночник;
  • поднимая малыша за ручки, захватывают не только кисть, но и запястье;
  • собираясь взять ребенка из кроватки или положить в нее, взрослый наклоняется вперед всем корпусом, так как при этом риск падения или неосторожного приземления для крохи минимален.

Почему малыша полезно носить на руках

В возрасте от полугода до года ребенок учится самостоятельно перемещаться, начинает ползать, а потом и ходить, но по-прежнему с радостью забирается на руки. Существует даже специальный термин – «хендлинг», искусство носить ребенка на руках. Почему крохе так хочется подолгу находиться в нежных объятиях родителей?

  • Телесный контакт укрепляет привязанность между матерью и младенцем. На руках у мамы ребенку спокойно, он чувствует себя в безопасности.
  • «Высоко сижу, далеко гляжу». Для ребенка, который начинает активно познавать окружающий мир, руки взрослого — удобный наблюдательный пункт.
  • Правильное положение на руках — залог гармоничного физического развития малыша, укрепления его мышц и позвоночника.
  • Перемещение в пространстве стимулирует правильное функционирование вестибулярного аппарата. Именно поэтому полезно держать ребенка в разных позициях.

Не существует общих правил, определяющих, как долго кроха должен находиться на руках. Прежде всего, это зависит от характера и темперамента маленького человека. Некоторым непоседам достаточно просто быть рядом с мамой или держать её в поле зрения, а кто-то начинает возмущенно плакать, стоит только на несколько минут оказаться не на руках, а в кроватке или на полу.

Какая позиция предпочтительнее

Когда малыш находится на руках, удобно должно быть и ему, и маме. Одним деткам нравится позиция, лежа, другие предпочитают любопытно оглядываться, устроившись столбиком. Существует несколько положений, которые одобрены специалистами как правильные и безопасные.

  • Классическая «колыбелька». Это положение можно использовать с рождения. Оно одинаково хорошо подходит и для кормления, и для убаюкивания. Младенец располагается горизонтально на спинке или немного развернут животом к маме. Его головка лежит на локтевом сгибе одной руки матери, другая ее рука поддерживает попку. Раскрытая ладонь находится на пояснице ребенка. Можно брать грудного ребенка на руки в положении «колыбелька», желая помочь ему успокоиться или заснуть. Нужно поочередно держать малыша головой вправо и влево, чтобы минимизировать риск искривления позвоночника. Когда деткам исполняется 3-4 месяца, они обычно не любят подолгу находиться в этой позе, поскольку она не обеспечивает достаточно хорошего обзора.
  • Положение столбиком. Педиатры советуют носить грудничков столбиком после каждого кормления, чтобы помочь отрыгнуть воздух. В позиции столбиком достаточно велика вертикальная нагрузка на неокрепший позвоночник, поэтому нужно хорошо поддерживать спинку ребенка. Малыш расположен лицом к взрослому, прижат к животу и груди, головка лежит на плече. Раскрытая кисть взрослого фиксирует поясницу, кисть другой руки — шею и затылок. Когда кроха будет уверенно держать голову, вторую руку можно переместить с затылка на лопатки. Подросшим деткам нравится положение столбиком «лицом к миру», когда взрослый прижимает к себе малыша не животом, а спинкой.
  • Лежа на животе. Малыш находится на руках взрослого горизонтально, лицо обращено вниз. Одна рука поддерживает грудь и подбородок, вторая располагается между ножками, так, чтобы туловище и ножки ребенка опирались на предплечье и ладонь. Такую позу, так же, как и столбиком, можно использовать при коликах.
  • Поза Будды. Ребенок полулежит, опираясь спинкой на грудь взрослого. Одной рукой малыша обнимают, поддерживая под две ручки. Предплечье и ладонь другой руки помещают под бедра и коленки. При этом позвоночник принимает С-образную форму, естественную для крохи: именно в таком положении он находился в материнской утробе. Вертикальная нагрузка минимизирована, таким образом можно держать деток, которые еще не сидят самостоятельно. Удачная альтернатива положению столбиком, обеспечивающая хороший обзор.
  • Из-под мышки. Малыш лежит на спинке на предплечье и ладони одной руки взрослого, бедро служит опорой для попки. Локоть поддерживает таз ребенка, ножки расположены за спиной мамы или папы. Головку можно дополнительно фиксировать кистью второй руки. Из этой позиции непоседу, пожелавшего получше осмотреться, легко переместить в положение столбиком.
  • Лягушка. Специалисты считают, что держать ребенка в этой позе полезно в качестве профилактики дисплазии тазобедренных суставов. Поза лягушки используется для деток, которым уже исполнилось 4 месяца. Малыша можно усадить на живот, бедро или на спину (после года). Ребенок располагается лицом к взрослому, прижимаясь животиком. Разведенные ножки согнуты в коленях. Важно, чтобы колени находились выше, чем попка. Только при соблюдении этого условия посадка будет правильной. Одной рукой взрослый обнимает кроху в области поясницы, второй (свободной) можно для подстраховки держать ребенка за ручку. Эта позиция позволяет надолго брать на руки увесистого карапуза, поскольку в таком положении малыш хорошо упирается в туловище взрослого, благодаря чему его становится легче держать.
  • Перечисленные позиции являются базовыми. Как удобнее всего носить кроху – сидя, лежа, столбиком или лягушкой – каждая мама определяет сама, в зависимости от ситуации и предпочтений маленького человечка.
  • А что делать, если становится тяжело держать подросшее чадо? На помощь придут слинги и эрго-рюкзаки. Они заменяют мамины руки, помогая надежно зафиксировать ребенка в нужной позиции. Можно даже отправиться на прогулку или переделать мелкие домашние дела, усадив в слинг любопытного помощника.
  • Иногда родители избегают брать кроху на руки, боясь избаловать его. Но время, когда малыш так нуждается в заботе родителей, пролетит очень быстро. Важно почаще обнимать кроху и носить на руках, даря ему любовь и ощущение покоя и безопасности.

Источник: https://grudnichky.ru/uxod/kak-pravilno-nosit-grudnichka.html

Можно ли носить ребенка на руках? Наука и мифы | Дуэт душ

Зачем и как носить ребёнка на руках?

Опубликовал Buen – Март 9th, 2018

Новые исследования американских ученых доказали, как полезно носить детей на руках. Хотя давно было замечено, что если к ребенку прикасаются, то его развитие идет нормально, особенно это заметно в домах ребенка и детских больницах. Если малыша не трогают и не общаются с ним, а просто обеспечивают надлежащий уход, то он может болеть, отставать в развитии и даже умереть.

Трудно точно сказать, откуда пошел миф о том, что ребенка можно “приучить к рукам, и он потом не слезет”. Явно не от хорошей жизни. Скорее всего в тяжелые времена, когда женщинам приходилось много работать почти сразу после родов, просто не было другого выбора.

Но уже у наших мам появилась возможность хоть несколько месяцев понянчить своих малышей, но это вредное убеждение крепко засело в умах.

И детям приходилось большую часть времени сидеть в кроватке, пока мама моет, стирает, готовит – тоже, конечно, не от хорошей жизни.

Да еще и пеленали детей туго, чуть ли не до года. Вот и отставали они в развитии. А теперь говорят, что современные дети – акселераты, уже в полгода ползают.

На самом деле им просто наконец-то предоставили благоприятные условия для развития, их наконец-то носят на руках, целуют и отпускают в свободное ползание по полу.

Моя знакомая, пролежав в кроватке первые месяцы, пока мама была занята домашними хлопотами и боялась лишний раз прикоснуться к ребенку и “приучить к рукам”, в полгода еще не умела ни переворачиваться, ни тем более ползать или сидеть. Только тогда педиатр забил тревогу. Это, конечно, крайний случай. Но тем не менее боязнь избаловать встречается часто, такие необласканные дети даже на вид грустны, бледны, неактивны, плохо кушают.

Вернемся к нашим ученым. В исследованиях участвовали младенцы, рожденные в срок, и недоношенные. Исследования показали, что чем больше недоношенных носили на руках и прикасались, тем лучше они развивались и догоняли здоровых сверстников.

И еще научный факт. Все живые существа делятся на выводковые и гнездовые виды – не будем вдаваться в подробности. И только человек и другие высшие приматы относятся по этой классификации к носимым. То есть они полностью предназначены и приспособлены для того, чтобы их носили на себе – на руках, в слинге, а у приматов детеныши сами цепляются за шерсть родителей.

Нельзя приучить детей к рукам. Они сами от природы такие – ручные. Носимые на руках. А вот попытки отучить – совершенно противоестественны.

Биология

Носить ли ребенка на руках? С биологической точки зрения есть несколько важных моментов:

  • Детеныши человека рождаются глубоко недоношенными по сравнению с животными. Это обусловлено тем, что в связи с прямохождением наш вид может произвести на свет плод только с определенным (небольшим) объемом черепа. И кроме 9 внутриутробных месяцев ребенку необходимо еще ровно столько же времени, чтобы достаточно созреть. То есть еще 9 месяцев наш малыш настолько беспомощен и хрупок, что ему необходимо по возможности создать условия, близкие к внутриутробным. Пребывание на руках помогает ему ощущать границы своего тела, как это было в тесной матке, и поддерживать температуру тела на нормальном уровне. Находясь на руках мамы или в слинге, малыш чувствует привычные покачивания, запахи, тепло и биение маминого сердца. А состояние покоя и доверия, как известно, стимулирует развитие ребенка.
  • Ношение на руках укрепляет мышцы ребенка за счет того, что ему приходится поддерживать головку, шейку и спинку и стараться сохранять равновесие. Особенно “поза футболиста” укрепляет мышцы спины. У таких ребятишек и вестибулярный аппарат отлично формируется. Ребенок скорее научится держать головку, переворачиваться, сидеть и ползать, ловко группироваться и владеть своим телом с возрастом. А физическое развитие напрямую связано с психическим. Наши бабушки только всплеснут руками – вот акселераты! Да нет, просто их носили на ручках.
  • Рядом с мамой малышу спокойней и грудь всегда рядом. Ребенок хорошо набирает вес.
  • Контакт живот к животу уменьшает колики.

Психология

С точки зрения психологии желание “не приучать к ручкам” вряд ли приведет к желаемому результату – самостоятельности. Физическое отделение от матери делает ребенка тревожным, разрушается привязанность.

Он плачет – мама не берет на ручки, грустно, обидно, доверие падает. Ребенок будет еще больше плакать и проситься на ручки, потому что только так можно добиться реакции от мамы.

И доброжелатели скажут – ну вот, всё-таки приучила!

Напротив, частое нахождение малыша в непосредственной близости с мамой, её быстрая реакция на зов малыша формирует базовое доверие к миру, которое лежит в основе будущего уровня счастья и удовлетворения жизнью. Согласно трудам психолога Эрика Эриксона базовое доверие к миру формируется в течение первого года жизни и в последующем мы имеем то, что имеем, и ничего исправить будет невозможно.

Спокойный и уверенный в любви матери ребенок легче пойдет по естественному пути отделения от близкого взрослого, отправится на исследование окружающего мира и будет гармонично развиваться. В то время как тревожный ребенок все больше жмется к маме.

Быт

Хорошо, с наукой и мифами всё понятно. Но современным мамам нужно кучу дел по хозяйству успеть сделать, и себе время уделить, а если еще старший ребенок есть – как тут носить на руках? Всё можно решить. Привлекайте помощников, бытовую технику, правила тайм-менеджмента и флай-леди. А в глобальном смысле разрешите себе первый год не быть идеальной хозяйкой.

Многие дела можно делать с ребенком на руках, это полезно не только для укрепления мышц, но и для умственного развития малыша, его знакомства с вашим укладом жизни. Многие дела можно делать с ребенком в слинге.

И не так много дел, в которых малыш помеха.

Кстати, вопреки опасениям, это неопасно ни для позвоночника малыша (просто держите его правильно), ни для спины мамы, ведь нагрузка увеличивается постепенно по мере роста ребенка.

Источник: https://duetdush.ru/nosit-li-rebenka-na-rukah-nauka-i-mify/

Носить ребенка на себе – Как? Когда? Зачем?

Зачем и как носить ребёнка на руках?

В этой статье Вы узнаете, почему ношение ребенка так важно для его правильного психического развития. Вы станете лучше понимать, какие чувства испытывает ребенок, находясь рядом с мамой или папой, и как это важно для недоношенных детей. На вопросы родителей отвечает профессионал в области психологии Анна Князева.

Анна Князева – перинатальный психолог, клинический психолог, преподаватель психологии. Опыт работы в перинатальной сфере — более 20 лет. Мама 7-рых замечательных детей и бабушка двух чудесных внуков.

Не делайте из ношения культа!

 Начнем с того, что носить ребенка на себе полезно с первого дня!

 Но хочу подчеркнуть, я не приверженец какой-либо одной переноски или вида переносок.

Я особенно против «пугалок», которые бродят в некоторых слинго-сообществах: «Если Вы не носите малыша на себе, то он будет плохо развиваться, Вы своими руками травмируете ребенку психику на всю жизнь!» Это не так.

У меня есть знакомая многодетная мама, у которой большие проблемы со спиной. Она вырастила 5 детей, пользуясь только коляской, кроваткой и своими руками. Все дети здоровые, общительные, у мамы с ними отличный контакт.

 В то же время я видела крайние степени слинго-мам, которые носили малыша только в слинге, при этом не обращали на него внимания, занимая себя общением в интернете, какими-то своими занятиями.

И действительно их малыши не желали «вылезать из слинга», не желали заканчивать грудное вскармливание, потому что слинг и грудь остались единственным способом контакта с мамой, единственная возможность обратить на себя ее внимание.

 Пожалуйста, помните, слинг облегчает контакт с родителем, но не заменяет его!

 Первые дни и недели после рождения: создаем чувство защищенности

 Конечно, каждый малыш индивидуален, у каждого могут быть свои особенности развития, здоровья и характера. Тем не менее все дети проходят через несколько схожих основных этапов.

 Первый важный этап – это появление «Комплекса оживления», когда малыш восстановился после родового стресса и начинает реагировать на близких ему людей, улыбаться, отзываться на голос.

Между сном и кормлением возникают периоды бодрствования (сначала краткие), когда он готов общаться с близкими людьми и исследовать окружающий мир.

Этот этап может проявиться буквально через 3-4 дня после родов, а может и через 3-4 месяца, особенно, если малыш родился недоношенным или какое-то время провел в больнице.

 До появления комплекса оживления и в сам этот период очень важно как можно больше носить малыша, поддерживать тактильный контакт (и грудное вскармливание или искусственное с имитацией грудного), т.к. для новорожденного это – основной способ почувствовать себя защищенным, начать взаимодействовать с миром. Мама (родитель) рядом – значит все хорошо, малыш спокоен.

 Если маленькому не хватает тактильного контакта – это может привести к задержке в развитии и даже младенческой депрессии. Да, даже у таких маленьких детей может быть депрессия! В их случае она проявляется в отсутствии желания кушать, а еще в том, что комплекс оживления появляется сильно позже. Малыш не интересуется окружающим миром, его взгляд отстранен и повернут в себя.

 Если же тактильный контакт налажен и малыш здоров, то начинают появляться сначала краткие, а потом все более длительные периоды бодрствования. Ребенок проснулся, покушал, он спокоен, защищен и может начать интересоваться окружающим миром, шевелить ручками, ножками, разглядывать все вокруг, реагировать на прикосновение или голос близких.

 В это время позвоночник ребенка еще слишком слаб для вертикального положения, поэтому носить малыша можно только лежа или полулежа. Даже лучше полулежа, особенно если малыш часто срыгивает или у него повышенное внутричерепное давление. В этот начальный самый нежный период могут пригодиться слинги с кольцами, рюкзаки, в которых есть положение лежа, слинг-шарфы с намоткой в положении лежа.

 Если ребенок родился недоношенным, то носить его на себе особенно важно и полезно, тело родителя согреет, даст ощущение защищенности, скорее «разбудит» малыша к жизни!

С двух месяцев и до полугода: изучаем окружающий мир

 После появления комплекса оживления (неделя – 3-4 месяца со дня рождения) и до кризиса 1 года (с 9 мес. и до 1,5 лет) начинается следующий этап: этап эмоционального общения с близкими людьми. Здесь важен и телесный контакт, и взгляд, и голос.

Мы общаемся с малышом, трогаем его, разговариваем, поем песенки и потешки, показываем что-то, играем вместе с ним. Период бодрствования увеличивается, малыш активно рассматривает, пытается трогать, общаться.

Смеясь, мы называем малышей этого возраста «торчками» – они все время пытаются подняться, «торчать», изучая окружающий мир.

 Примерно с 2 мес. до 6-8 месяцев малыш еще не может сам передвигаться, но потребность активного исследования мира уже есть. Стандартным образом это происходит так: малыш проснулся, покушал и, если у него не болит животик, он спокоен и бодрствует, исследуя мир. Этот период может длиться от 15 минут до полутора часов.

Именно в этот момент малыш не захочет сидеть лицом к маме, а потребует повернуть его лицом к миру. Потом наступает фаза затишья (от 1 до 15 минут), когда активность малыша спадает, он еще не капризничает, но взгляд его неактивен, словно повернут внутрь себя. Это – идеальное время, чтобы уложить его спать.

Именно в этот момент можно повернуть его к себе, начать укачивать, укрыть от внешнего мира. Если малыш останется лицом к миру, она начнет капризничать, будет гневно или раздраженно дрыгать ручками-ножками. Наступает перевозбуждение. Перевозбужденному ребенку будет сложно успокоиться и заснуть.

Если внимательно прислушиваться к ребенку, можно поймать этот момент и отследить, когда пора разворачивать малыша к себе и дать ему отдохнуть.

 Конечно, есть легковозбудимые дети, которым этот опыт «лицом к миру» и вовсе нежелателен. У них перевозбуждение наступает очень быстро, обычно мамы таких малышей знают и оберегают своих чад от лишних впечатлений.

 Какой переноской пользоваться в этот период? Как видите, все зависит от особенностей Вашего малыша и, что не менее важно, от особенностей Вашей семьи.

В слинг-шарфе очень хорошо пестовать легковозбудимых, тревожных или недоношенных малышей. Слинг-шарф дает максимально близкий контакт малыша и мамы, он идеально распределяет вес ребенка по спине, плечам и бедрам мамы. В тоже время, если малыш заснул, Вам будет очень сложно размотать шарф и положить малыша, не разбудив его.

 Широко разрекламированная М-позиция малыша несомненно полезна особенно малышам с дисплазией, если Вы носите малыша часами (более двух часов в день).

Если Вы используете одновременно разные способы перемещения с малышом: автокресло, коляска, слинг/рюкзак, и носите малыша не более 2 часов непрерывно, то М-позиция не так принципиальна, главное – широкое сидение и поддержка спинки ребенка (плотное прилегание или жесткая спинка).

 Если Вы не собираетесь носить малыша часами, а вынуждены перекладывать его в автокресло/коляску/кроватку, то гораздо удобней рюкзак (слинг-рюкзак с положением лицом вперед или кенгуру) или слинг с кольцами, когда Вы можете относительно быстро положить малыша туда и аккуратно, не разбудив, снять.

 Еще раз повторюсь, положение лицом вперед в целом важно и полезно для развития малыша. Вы можете носить Вашего ребенка в шарфе на бедре или в рюкзаке лицом вперед, это могут быть 5 минут или полтора часа – но дайте Вашему ребенку возможность смотреть вокруг, покажите ему мир, порадуйтесь вместе с ним его открытиям!

 После полугода: нужна свобода маневра

 После полугода малыша начинают активно трогать все вокруг, хватают, суют в рот. В этом возрасте им нужны свободные ручки, чтобы хватать игрушку, играть с мамиными бусами, грызть баранку и т.д. На первый план выходят те намотки шарфов, которые оставляют ручки свободными, зачастую мамы и особенно папы переходят на слинг-рюкзаки или кенгуру.

В зависимости от особенностей развития Вашего малыша, от Вашего уклада жизни подойдут разные решения. Вот всего несколько примеров:

 Летом гораздо проще валяться с малышом на коврике в тени деревьев, в тоже время зимой Вы будете больше ходить и тут слинг-шарф или рюкзак вместе со слинго-курткой станут для Вас бесценными помощниками!

 Если Вы гуляете с коляской и время от времени берете малыша на руки, то удобнее носить с собой рюкзак или слинг с кольцами. Вы можете быстро устроить малыша в переноске и нести на себе, а потом также быстро и осторожно переложить в коляску.

Некоторые дети испытывают что-то вроде клаустрофобии в шарфе и слинге с кольцами, им важно видеть все вокруг и свободно шевелить ручками и ножками. Не бойтесь пробовать разные варианты и оставить те, которые подходят лично Вам и Вашему малышу!  Если Ваш малыш не страдает дисплазией тазобедренных суставов, если Вы не носите его в переносках более 2 часов непрерывно, то не так важно, слинг это или рюкзак.

На первый план выходят другие факторы: выдерживает ли Ваша спина эту нагрузку, удобно ли распределяет вес малыша по спине, как часто Вы перекладываете малыша и т.д. Да и рюкзак тоже желательно протестировать перед покупкой.

Например, если в рюкзаке только плечевые лямки без пояса, то весь вес малыша придется на Ваши плечи, не факт, что шея и грудной отдел позвоночника выдержат эту нагрузку.

 После года: «подхватываем» по необходимости

Ближе к году вес ребенка становится ощутимым, он начинает ходить своими ножками , и ситуация с ношением опять меняется. Носить годоваса часами тяжело физически, не каждая мама это потянет, да и папа тоже. Чаще всего, таких тяжеловесов носят за спиной (это легче).

Кроме того, малыш активно осваивает мир, он ползает, ходит, уже носит свои первые ботиночки, быстро устает и просится на ручки. Т.е. Вы все время то берете его на ручки, то отпускаете «в мир», ботиночки мажут Вашу одежду, а снимать/одевать обувь еще более хлопотно.

 Поэтому если Вы идете с малышом далеко (в поход, в лес, длительные прогулки и экскурсии), то Вам скорее всего понадобится рюкзак типа туристического, возможно даже с маленькими колесиками, чтобы Вы могли провезти малыша, как в коляске. Еще один хороший выход – хипсит.

Когда я растила своих детей (их у меня семеро), хипситов не было. Но вот у меня появились внуки и в прошлом году мы опробовали хипсит со старшим внуком на отдыхе в Болгарии.

Мы ходили на пляж, гуляли по городу, полуторагодовалый внук был с нами, где-то ходил сам, где-то мы несли его на себе, сажая на хипсит. В хипсите ножки сильно разведены в стороны и обувь не пачкает одежду.

Пояс переносит вес тела ребенка на бедра, а сиденье позволяет не перекашивать позвоночник. Очень удобно – можно одним движением посадить уставшего ребенка на сиденье и идти дальше или «спустить вниз» побегать.

 Насколько нужна и полезна переноска после двух-трех лет? Обычно в ней уже нет большой надобности. К двум-трем годам начинается сепарация ребенка от матери, он все больше бегает вокруг и все меньше сидит на руках (редко больше часа). Даже в магазине проще посадить малыша на тележку, чем сажать добрые 15-20 кг «живого веса» на свою спину.

 Впрочем, все индивидуально. Я знаю, одну маму девочки-инвалида, для которой хипсит очень долго был настоящим подспорьем. Девочка очень плохо ходила, но ходить, укреплять ножки было жизненно необходимо. Мама носила хипсит, и они долго гуляли то «пешком», то «на ручках».

 Переноска – это способ, а не самоцель

 В заключение хочу сказать: пользуйтесь, пробуйте разные способы ношения, но не делайте из этого религию, и главное – не заслоняйтесь переноской от ребенка! Переноска – это инструмент, чтобы быть рядом с Вашим малышом, вместе с ним открывать мир, насладиться этим в сущности коротким периодом наиболее тесной близости со своим ребенком!

Источник: http://chudochild.ru/articles/nosit-rebenka-na-sebe-kak-kogda-zachem/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.